1. Безопасность использования товара (работы, услуги) является важнейшим элементом обеспечения возможности использовать его по назначению. Этой обязанности изготовителя (исполнителя) соответствует право потребителя на безопасность товара. (О порядке установления требований по безопасности товара см. п. 5 комментария к ст. 4 Закона.)
Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ в п. 1 внесены изменения, уточняющие порядок установления требований к товарам (работам, услугам), обеспечивающих их безопасность: эти требования могут быть установлены либо законом непосредственно, либо в порядке, установленном законом, в частности - стандартами. Под стандартами следует понимать государственные стандарты РФ, межгосударственные и международные стандарты, применяемые в РФ.
В случае неисполнения этой обязанности, т.е. изготовления и реализации товара (работы, услуги), не соответствующего требованиям по безопасности, в результате чего причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель) обязан его возместить в соответствии со ст. 14 Закона.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) не бесконечно, а в течение определенных сроков, устанавливаемых им самим в соответствии со ст. 5 Закона в зависимости от характера товара (работы). Этими сроками являются установленные срок службы или срок годности (см. комментарий к ст. 5).
Закон (п. 2 ст. 7) предусматривает, что в том случае, когда установление срока службы не является обязательным (п. 1 ст. 5) и он не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
На вопрос, каким должен быть срок обеспечения безопасности товара, когда не установлен срок годности (обязательный) и срок службы, в том случае, когда его установление было обязательным, Закон прямого ответа не дает. Косвенный ответ содержится в ст. 6 Закона, которая предусматривает обязанность изготовителя обеспечивать возможность использования товара (разумеется, и безопасность) при отсутствии срока службы в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. (См. также комментарий к ст. 14 и к гл. III Закона.)
3. Одним из способов обеспечения безопасности товара (работы, услуги) Закон предусматривает разработку и доведение до потребителя специальных правил использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Эти правила должны быть разработаны изготовителем (исполнителем), если они необходимы для обеспечения безопасности товара. Речь идет именно об особых, специальных, а не об общеизвестных правилах. В редакции Закона 1996 г. определено, что изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец (исполнитель) в соответствии с Законом обязан эти правила довести до сведения потребителя.
Таким образом, ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил, как было указано, несет изготовитель (исполнитель). Это обстоятельство важно подчеркнуть, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, изготовителями (исполнителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного лица за причиненный вред в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными.
4. Упомянутым Законом N 212-ФЗ п. 4 ст. 7 изложен в новой редакции, где подтверждение безопасности товаров путем их обязательной сертификации заменено другой формулировкой. Это сделано в соответствии с изменениями, внесенными в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", в частности, с введением наряду с обязательной сертификацией подтверждения соответствия товара требованиям по безопасности путем принятия декларации о соответствии (Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ).
В связи с этим применено обобщенное понятие: обязательное подтверждение соответствия товара требованиям по безопасности, которое включает оба указанных способа.
Обязательному подтверждению соответствия подлежат товары (работы, услуги), на которые законом РФ или в установленном им порядке, в частности государственными стандартами, установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
Указанное условие относится к обоим способам обязательного подтверждения соответствия. Единым для них является и уровень утверждения перечней товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению, - перечни утверждаются Правительством РФ.
Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013.
Перечень товаров включает товары следующих групп: товары для детей, продовольственные товары, товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов, парфюмерно - косметические товары и мыло туалетное, текстильные товары, швейные изделия и головные уборы, пушно - меховые и овчинно - пушные изделия, обувь, строительные материалы, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, товары для досуга и развлечений, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотничьи и рыболовные принадлежности, легковые автомобили и мотовелотехника, средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями, товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных (вредных) внешних воздействий.
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2000 года N 403 перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в разделе "Культтовары, товары для досуга и развлечений" дополнен: после слов "часы, работающие от сети переменного тока" словами "часы, предназначенные для ношения на себе или с собой, а также браслеты и цепочки для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой".
В перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, входят:
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, химическая чистка и крашение, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги парикмахерских, транспортные услуги, жилищно - коммунальные услуги, туристские и экскурсионные услуги, услуги торговли и общественного питания.
Постановлением поручено Госстандарту России с участием Госстроя и Минздрава РФ на основе утвержденных перечней опубликовать номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Указанная номенклатура утверждена Постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 года N 5.
В соответствии с новым п. 4 ст. 7 Закона Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 года N 766 утверждены Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, а также Порядок принятия и регистрации указанной декларации (далее - Порядок). Перечень включает следующие 14 групп продукции:
1. Продукция резинотехническая.
2. Оборудование и материалы электротехнические.
3. Инструмент слесарно - монтажный.
4. Цепи приводные.
5. Приборы и аппараты оптические.
6. Подшипники.
7. Садово - огородный инвентарь (инструмент).
8. Арматура пожарная.
9. Неэлектрифицированные приборы для механизации кухонных работ.
10. Продукция деревообработки.
11. Продукция текстильной и легкой промышленности.
12. Продукция пищевой промышленности, животноводства, растениеводства.
13. Медицинские изделия.
14. Корма растительного происхождения.
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2000 года N 403 этот Перечень дополнен разделом следующего содержания - "Культтовары, товары для досуга и развлечений" - "часы, предназначенные для ношения на себе или с собой, а также браслеты и цепочки для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой". Каждая из этих групп продукции содержит различное количество конкретных видов продукции с указанием кода по классификатору ОК 005-93.
Анализ нового пункта 4 ст. 7 Закона о сертификации продукции и услуг позволяет сделать следующие выводы.
Первая часть пункта фиксирует, что декларация о соответствии может быть принята тремя субъектами: изготовителем, продавцом, исполнителем.
Исполнителями в законодательстве РФ именуются лица, выполняющие работы или оказывающие услуги.
Постановление N 766 хотя и говорит о возможности подтверждения соответствия оказываемых услуг путем принятия декларации о соответствии, однако в утвержденном Перечне содержит только продукцию и никаких услуг. В этой связи следует обратить внимание на то, что в части второй пункта дается понятие декларации о соответствии - документ, в котором те же три субъекта (в т.ч. исполнитель) удостоверяют, что поставляемая (продаваемая) ими продукция соответствует установленным требованиям. Но слова "поставляемая (продаваемая) продукция", написанные в Законе, могут быть отнесены только к такому объекту, который называется "товар" и является предметом договора купли - продажи (поставки). Из сказанного можно сделать вывод о том, что применение декларации о соответствии при оказании услуг законодателем не предусматривалось. В лучшем случае речь может идти лишь о ее применении к материальным результатам работы. Это, разумеется, не исключает теоретическую возможность подтверждения соответствия услуг декларацией. Но вопрос должен быть решен путем уточнения Закона.
Законом предусматривается, что декларация о соответствии, принятая в порядке, установленном Правительством РФ, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу сертификата. Таким образом, регистрация в органе по сертификации является необходимым условием приобретения декларацией статуса документа, имеющего юридическую силу. В связи с этим чрезвычайно важно на уровне Правительства РФ определить характер регистрации: является ли она учетной процедурой, исключающей возможность отказа в регистрации, или регистрация имеет разрешительный характер. В последнем случае должны быть четко оговорены основания отказа в регистрации.
Упомянутое Постановление Правительства РФ N 766 не дает достаточно четкого ответа на поставленный вопрос. Анализ Порядка принятия декларации, утвержденного указанным Постановлением (пункты 10, 11, 22), позволяет все же сделать вывод, что регистрация является разрешительной процедурой. Однако основанием для отказа в регистрации не может быть несоответствие продукции установленным требованиям, поскольку продукция как таковая проверке при регистрации не подвергается. Такими основаниями являются формальные требования, предусмотренные п. 10 Порядка.
В соответствии с Порядком принятия и регистрации декларации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 года N 766, декларацию о соответствии вправе принимать российские изготовители (продавцы, исполнители) или зарегистрированные в качестве юридических лиц в РФ организации, представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей).
Как видно из приведенной нормы, Порядком введен новый участник обязательной сертификации, не предусмотренный ст. 8 Закона о сертификации: иностранные изготовители (продавцы, исполнители), действующие на территории РФ через своих представителей. Однако закон при этом не нарушен, так как согласно ст. 2 ГК гражданское законодательство РФ распространяется на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Единственное требование к представителю - он должен пройти государственную регистрацию в качестве юридического лица в соответствии с российским законодательством. Из этого следует, что не имеют права принимать декларацию представители, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также представительства и филиалы иностранных фирм, которые в соответствии со ст. 55 ГК не являются юридическими лицами. В учредительных документах такого юридического лица, организационно - правовая форма и форма собственности которого Порядком не оговариваются, должна быть отражена в качестве уставной деятельности по представительству иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей) при реализации продукции, в том числе по ее обязательной сертификации.
По смыслу Порядка представитель принимает декларацию от своего имени и несет за нее ответственность перед органом по сертификации, контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством РФ и Порядком. Отношения между иностранным изготовителем (продавцом, исполнителем) и представителем регулируются договором между ними.
Основанием для принятия декларации о соответствии являются документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям по безопасности, в том числе: протоколы приемочных, приемо - сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) или сторонними компетентными испытательными лабораториями; сертификаты соответствия на сырье, материалы, комплектующие изделия или протоколы их испытаний; документы, предусмотренные для данной продукции федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и др.); сертификаты на систему качества или производства; другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям. Декларация может приниматься в отношении конкретной продукции или группы однородной продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению. Декларация принимается на срок, установленный самим декларантом, исходя из планируемого срока выпуска продукции, оказания услуг и срока реализации партии продукции. Декларация заполняется по установленной форме, прилагаемой к Порядку, и подписывается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Декларация подлежит регистрации по выбору декларанта в любом органе по сертификации, аккредитованном и имеющим лицензию на проведение работ по сертификации данного вида продукции. К заявлению о регистрации декларации прилагаются, кроме декларации, копии гигиенического заключения, ветеринарного свидетельства и других аналогичных документов.
Орган по сертификации в 7-дневный срок регистрирует декларацию либо сообщает декларанту о необходимости устранения выявленных недостатков либо об отказе в регистрации. Такими недостатками могут быть: неполнота или неправильность указания нормативных документов, содержащих требования, подлежащие подтверждению; отсутствие копий упомянутых документов; неправильность заполнения бланка декларации. После устранения недостатков декларация регистрируется. В регистрации может быть отказано, если данный вид продукции не содержится в Перечне или заявитель не имеет права принимать декларацию. Любое из принятых решений может быть обжаловано декларантом в порядке, установленном правилами системы сертификации. Работа по регистрации декларации подлежит оплате заявителем в порядке, установленном Госстандартом России по согласованию с Минфином РФ.
Зарегистрированная декларация вместе с документами, на основании которых она была принята, хранится у декларанта не менее трех лет после окончания срока ее действия, а копии - в органе по сертификации. Зарегистрированная декларация является основанием для маркирования продукции знаком соответствия в установленном порядке.
При изменении требований нормативных документов, указанных в декларации, а также при реорганизации организации - декларанта должна быть принята и зарегистрирована в том же органе по сертификации новая декларация в установленном порядке (п. 17).
Инспекционный контроль органа по сертификации за продукцией, включенной в декларацию, Порядком не предусмотрен, очевидно, исходя из правовой природы декларации. Эта продукция подлежит государственному контролю и надзору со стороны компетентных федеральных органов исполнительной власти на общих основаниях, как и сертифицированная продукция.
В случае обнаружения указанными органами несоответствия продукции установленным требованиям декларант обязан в 3-дневный срок сообщить о прекращении действия декларации в зарегистрировавший ее орган по сертификации. Последний вносит в реестр запись о прекращении действия декларации и сообщает об этом в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции, по месту нахождения декларанта. Если декларант не сообщит в установленный срок о прекращении действия декларации или не примет новую декларацию в случаях, предусмотренных п. 17 Порядка, принадлежащая ему продукция должна рассматриваться как несертифицированная. В случае ее реализации декларант несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ (см. комментарии к ст. ст. 40 и 43 Закона РФ "О защите прав потребителей").
В соответствии с п. 21 Порядка при ликвидации или реорганизации декларанта - юридического лица или утраты силы регистрации декларанта - индивидуального предпринимателя зарегистрированная декларация действительна для ранее выпущенной продукции при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с законодательством РФ (см. ст. ст. 5, 7 и 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" и комментарии к этим статьям).
Как это очевидно, между п. 17 Порядка, требующим в случае реорганизации юридического лица оформления новой декларации, и п. 21, который предусматривает в этом случае сохранение действия декларации (хотя бы и на ранее выпущенную продукцию), имеется принципиальное несоответствие. Представляется, что п. 21 должен быть из Порядка исключен, так как декларация может приниматься (и действовать) только конкретным юридически легитимным и существующим декларантом, несущим за нее ответственность.
Юридическая природа декларации может быть определена исходя из следующих соображений.
Если сертификат соответствия является документом, выдаваемым незаинтересованной организацией (органом по сертификации), аккредитованной и получившей лицензию от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, то декларация о соответствии является выраженным в установленной форме волеизъявлением (действием) заинтересованного лица (декларанта), направленным на возникновение у него права на реализацию соответствующей продукции (реализация определенной продукции без сертификата или декларации законом запрещена). Такие действия согласно ст. ст. 153 и 154 ГК именуются односторонними сделками. Такая сделка в данном случае создает для совершившего ее лица обязанность реализовать декларируемую продукцию, соответствующую установленным для нее требованиям, отраженным в декларации. На основании ст. 164 ГК установлено, что декларация подлежит (государственной) регистрации в органе по сертификации. Именно с момента регистрации сделка приобретает юридическую силу наравне с сертификатом.
Согласно ст. 156 ГК к односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
5. Изменениями, внесенными в Закон о сертификации (Федеральный закон N 154-ФЗ), дано новое определение понятия "сертификация": сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Суть изменения состоит в том, что вместо деятельности по подтверждению соответствия продукции (услуг) установленным требованиям сертификация определяется как процедура подтверждения соответствия. Понятие дополнено также указаниями, что эта процедура осуществляется организацией, независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя, соответствие должно быть удостоверено в письменной форме.
Представляется, что новое понятие сертификации нельзя признать удачным. Более того, казалось бы, невинная замена слова "деятельность" на слово "процедура" ставит ряд вопросов, ответы на которые могут иметь серьезные последствия.
Если сертификация является всего лишь процедурой, т.е. неким технологическим регламентом, посредством которого независимая организация (орган по сертификации) подтверждает соответствие продукции установленным требованиям, то возникает вопрос: нужен ли федеральный закон для утверждения этой процедуры. Ответ очевиден. Определение процедуры - это в принципе компетенция не законодательного органа и не Правительства РФ, а федерального органа исполнительной власти. Эта процедура до последнего времени успешно определялась Госстандартом России и другими органами путем принятия правил сертификации различных объектов. Согласно новому определению единственным участником сертификации является орган по сертификации. Однако законом о сертификации и другими законодательными актами предусмотрены определенные полномочия в этой области законодательного органа, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти отнюдь не в области процедурных вопросов.
Сохранение полномочий указанных органов в законе неизбежно приводит к выводу о том, что сертификация - это все-таки специальная область деятельности государственных органов, включающая и определение ими процедуры подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
Принципиальные изменения внесены в определение статуса органов по сертификации. Согласно новой редакции части второй ст. 8 Закона о сертификации допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.
Вопрос о статусе органов по сертификации имеет свою историю. Эта норма определяет требования к органам по сертификации с точки зрения их организационно - правовой формы. Предыдущая редакция выглядела так: допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации некоммерческих организаций. Автор, комментируя Закон, неоднократно обращал внимание на то, что эту норму следует рассматривать как разрешение некоммерческим организациям, имеющим специальную, ограниченную правоспособность, заниматься коммерческой деятельностью, каковой по существу является сертификация. Коммерческим организациям такое разрешение не требуется, поскольку они вправе заниматься любой не запрещенной законом деятельностью.
Однако авторы Закона о сертификации, имевшие благое желание исключить из сертификации ее коммерческую составляющую, толковали часть вторую ст. 8 как право заниматься сертификацией исключительно некоммерческим организациям.
В соответствующих документах Госстандарта России эта мысль выражалась в разное время по-разному, начиная с прямого запрета аккредитовать коммерческие организации в качестве органов по сертификации до умолчания и, наконец, до завуалированного признания права любых организаций заниматься сертификацией.
Масла в огонь подлил Государственный антимонопольный комитет, который добился судебного решения, обязывающего Госстандарт России ликвидировать аккредитацию органов по сертификации, являющихся коммерческими организациями.
Новая редакция части второй ст. 8 однозначно устанавливает, что органами по сертификации могут быть организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) сертифицируемой ими продукции (услуг) и не зависят как-либо от указанных лиц.
Изменениями существенно развиты вопросы добровольной сертификации, приобретающей все большее распространение, принята новая редакция ст. ст. 17 и 18 Закона о сертификации (приводится дословно):
"Статья 17. Добровольная сертификация
1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Статья 18. Организация добровольной сертификации
1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;
приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.
3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации, и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.".
Как видно, статьи 17 и 18, определяющие основы добровольной сертификации, изменениями уточнены в плане использования терминов и понятий, употребляемых в других нормах Закона о сертификации. Новой редакцией ст. 17 предусмотрено, что заявителями при добровольной сертификации являются не отвлеченные юридические лица и граждане, а изготовители, продавцы товаров и исполнители работ и услуг. Установлены требования, по которым проводится добровольная сертификация: это требования стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Как видно из приведенного перечня, речь идет о требованиях, установленных в документах, утвержденных изготовителями товаров или исполнителями работ и услуг. Такой подход к требованиям, по которым проводится сертификация, соответствует принципу нормирования требований к качеству продукции (работ, услуг), предусмотренному Законом РФ "О стандартизации": установление общеобязательных требований в государственных стандартах (и проведение по ним обязательной сертификации) и установление иных требований в документах изготовителя или исполнителя (и проведение по ним добровольной сертификации).
Новой редакцией ст. 18 Закона более четко отражена взаимосвязь между системой добровольной сертификации и органами по добровольной сертификации. Как и при обязательной сертификации, орган по сертификации добровольной должен входить в соответствующую систему. Система добровольной сертификации может быть образована любым юридическим лицом, независимо от его организационно - правовой формы. Система и знак соответствия должны быть зарегистрированы в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в порядке, установленном этим федеральным органом.
Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе, порядок их оплаты и определяет участников системы.
Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему, а также другое юридическое лицо, получившее этот статус на условиях договора с лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации: осуществляет сертификацию, выдает сертификаты, предоставляет заявителю право на применение знака соответствия на условиях договора с ним.
В системе обязательной сертификации также может проводиться добровольная сертификация, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии зарегистрированного в этой системе знака соответствия добровольной сертификации.
По своей юридической природе договор создателя системы добровольной сертификации с юридическим лицом, взявшим на себя функции органа по сертификации, может рассматриваться как разновидность договора коммерческой концессии, регулируемого гл. 54 ГК РФ.
Договор о предоставлении заявителю права на применение знака соответствия является разновидностью лицензионного договора о передаче права пользования знаком индивидуализации оказываемых услуг по добровольной сертификации. Вопросы, связанные с применением знака соответствия, регулируются Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 года N 3520-1.
Договор о проведении добровольной сертификации между заявителем и органом по сертификации, также как и договор о проведении обязательной сертификации, по своей природе является договором об оказании возмездных услуг (гл. 39 ГК РФ).
При определении правовой природы отношений в области сертификации необходимо учитывать следующее. Закон о сертификации (ст. 16) устанавливает, что работа по обязательной сертификации является возмездной и все расходы несет заявитель. Определяя в соответствии с этим Законом порядок оплаты работ по сертификации, Госстандарт России указывает, что она осуществляется на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Закон о сертификации является комплексным актом, содержащим нормы различных отраслей права. В отличие от Закона РФ "О защите прав потребителей" данный Закон состоит в большинстве случаев из норм административного, государственного и других отраслей права. Вместе с тем в нем имеются и нормы гражданского права. Так, например, раздел III "Добровольная сертификация" имеет полностью гражданско - правовой характер, поскольку предусматривает исключительно договорные отношения участников, основанные на их инициативе и интересе.
Хотя деятельность по обязательной сертификации обусловлена и вытекает из требований Закона, тем не менее практическая реализация имеет договорный характер. Обязательная сертификация осуществляется на основании договоров, заключаемых между заявителем и органом по сертификации, между органом по сертификации (заявителем) и испытательной лабораторией.
В отличие от добровольной сертификации, при обязательной сертификации заявитель обязан на основании закона заключить договор с одним из аккредитованных органов по сертификации по своему усмотрению. Кстати, это обязан сделать и орган по сертификации, к которому обратился заявитель. Отказ в заключении договора может последовать лишь по основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, поскольку обязательная сертификация должна осуществляться на основании договора, постольку отношения между заявителем и органом по сертификации должны регулироваться гражданским законодательством, т.е. ГК РФ (ст. 2).
Содержание договора вытекает из Закона, права и обязанности сторон частично обусловлены Законом, другими правовыми актами, однако некоторые из них (сроки исполнения, размер и порядок оплаты, ответственность и др.) являются предметом соглашения сторон.
Права и обязанности сторон при осуществлении работы по сертификации, установленные законом, иными нормативными актами, актами федеральных органов исполнительной власти являются обязательными условиями гражданско - правового договора и должны включаться в его текст непосредственно, либо в договоре должна быть ссылка на соответствующий акт. Необходимо подчеркнуть, что сказанное относится к правам и обязанностям сторон, связанным с действиями по сертификации, состав которых определен Законом о сертификации и иными правовыми актами.
Другие права и обязанности сторон, главным образом заявителя, регулируются нормами других отраслей права. Поэтому при применении норм закона необходимо прежде всего определить их принадлежность к той или иной отрасли права и руководствоваться общими принципами и нормами соответствующей отрасли права.
В связи со сказанным необходимо определить гражданско - правовой смысл некоторых понятий, используемых в области сертификации, а также и характер договоров, заключаемых при проведении сертификации.
В соответствии со ст. 161 ГК сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Согласно ст. 434 и 438 ГК договор в письменной форме может быть заключен путем составления и подписания одного документа, а также путем совершения лицом, получившим письменное предложение заключить договор (оферта), в установленный срок действий по выполнению условий договора (это считается принятием предложения - акцепт). Применительно к договору о сертификации офертой является заявка на сертификацию, а акцептом - решение по заявке, которое сообщается заявителю. В соответствии со ст. 435 ГК оферта должна содержать существенные условия договора. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для акцепта, если не оговорено иное (ст. 436 ГК). Поскольку орган по сертификации обязан в силу Закона проводить сертификацию, то согласно ст. 445 ГК он должен направить заявителю решение по заявке либо об отказе от заключения договора, либо о заключении договора на условиях, отличающихся от указанных в заявке, в течение 15 дней со дня получения заявки, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами. Орган по сертификации, необоснованно уклоняющийся от заключения договора, может быть судом понужден заключить договор и должен возместить заявителю причиненные этим убытки.
Поскольку сертификация (деятельность по подтверждению соответствия) предусматривает совершение определенных регламентированных действий, постольку договор о ее проведении должен рассматриваться как договор об оказании возмездных услуг, регулируемый гл. 39 ГК (о характере этого договора см. комментарий к гл. III Закона РФ "О защите прав потребителей").
Орган по сертификации получает лицензию на проведение определенных видов работ, одним из условий которой является проведение сертификации по предложению любого заявителя. Это правило относится к любому органу по сертификации независимо от того, является ли он коммерческой или некоммерческой организацией. Если договор заключает орган по сертификации, являющийся коммерческой организацией, то такой договор в соответствии со ст. 426 ГК является публичным (см. п. 2 комментария к ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Процедура и другие практические вопросы деятельности по сертификации, во исполнение Закона РФ "О сертификации продукции и услуг", определены в ряде документов Госстандартом России, который является ведущим федеральным органом исполнительной власти в данной области.
Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3 были утверждены Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, которые определяли общие положения организации и проведения работ по обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (процессов, работ, систем качества и др.).
В связи с изменениями, внесенными в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" в 1995 - 1998 годах, в частности Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, Госстандарт России Постановлением от 10 мая 2000 года N 26 утвердил новые Правила по проведению сертификации в Российской Федерации взамен Правил 1994 года (регистрация Минюста РФ от 27.06.2000 N 2284). Основные изменения, внесенные в новые Правила, касаются положений, связанных с введением подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям путем принятия изготовителем, продавцом, исполнителем декларации о соответствии, изменением статуса органов по сертификации, а также введением (изменением) некоторых новых понятий. Существенные изменения внесены в правила организации и проведения добровольной сертификации и в функции отдельных участников сертификации.
Как указано в преамбуле Правил, они устанавливают цели, принципы и общие правила по проведению подтверждения соответствия продукции, услуг и иных объектов в соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг".
Правила содержат определения следующих понятий: подтверждение соответствия; сертификация продукции; система сертификации; система сертификации однородной продукции; центральный орган системы сертификации; орган по сертификации; испытательная лаборатория (испытательный центр); сертификат соответствия; декларация о соответствии; знак соответствия; аккредитация органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра); инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; заявитель; эксперт по сертификации; схема сертификации; идентификация продукции.
Правила определяют функции участников обязательной и добровольной сертификации. На основе Правил 1994 года и 2000 года Госстандарт России утвердил большое количество правил сертификации однородной продукции и услуг.
Учитывая специфику сертификации работ и услуг, Госстандарт РФ в развитие упомянутых Правил 1994 г. Постановлением от 5 августа 1997 года N 17 (регистрация Минюста РФ от 3 апреля 1998 года N 1502) принял "Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации".
Эти Правила применяются при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг либо непосредственно, либо могут служить основой для разработки правил сертификации в системах сертификации однородных работ и услуг, утверждаемых компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Основные положения Правил соответствуют требованиям Закона и упомянутых общих Правил по проведению сертификации.
Из специфических вопросов следует обратить внимание на следующие.
Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям состоит из оценки уровня выполнения работ и оказания услуг и оценки (испытания) их результатов. Учитывая большое разнообразие работ и услуг, их различную юридическую природу, предусмотрено, что порядок оценки процесса выполнения работ и услуг устанавливается в отраслевых правилах сертификации, а проверку результатов работ и услуг осуществляют соответствующие органы по сертификации в общем порядке.
Есть свои особенности в порядке применения и маркирования знаком соответствия, которые также определяются в отраслевых правилах сертификации. Предусмотрено, что знак соответствия наносят на квитанцию, наряд - заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и другие применяемые документы, а также используют в рекламных и печатных изданиях. На указанных документах должна быть помещена информация о проведении обязательной сертификации (номер сертификата, срок его действия, орган, выдавший сертификат).
Постановлением Госстандарта России от 22 августа 2000 года N 61 утверждены Правила сертификации услуг розничной торговли. Документ устанавливает правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации услуг розничной торговли и распространяется на всех участников сертификации, в том числе на юридических и физических лиц - розничных продавцов, независимо от организационно - правовой формы их деятельности. Действие Правил распространяется на иностранные юридические лица, действующие на территории РФ. Хотя Правила упоминают услуги во множественном числе, фактически под услугами розничной торговли имеется в виду только одна услуга - реализация товаров (см. приложение N 1 к Правилам).
Правила определяют структуру и состав участников Системы сертификации услуг розничной торговли. Центральным органом Системы является Департамент государственной торговой инспекции внутренней торговли и общественного питания Министерства экономического развития и торговли РФ.
Функции участников Системы и порядок проведения обязательной сертификации услуг определены в соответствии с основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р, утвержденными Госстандартом России. Правилами предусмотрено, что знак соответствия наносят на договоры с поставщиками, товарные чеки, фирменную упаковку, бланки, вывеску о режиме работы организации и т.п., а также используют в рекламной и печатной продукции. Правила содержат перечень требований, подтверждаемых при сертификации, нормативные документы, которыми установлены требования и методы их проверок (оценок).
Следует обратить особое внимание на то, что в отношении услуг розничной торговли действует общее правило о запрещении оказания несертифицированных услуг, т.е. о запрещении продажи товаров, если отсутствует сертификат соответствия либо его действие приостановлено или отменено органом по сертификации (п. 4 ст. 7 Закона).
Это правило действует независимо от наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии на сам реализуемый товар. Практически это означает запрещение торговли данному продавцу.
Другим важным для практики документом является Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации, применяемый при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую (Постановление Госстандарта России от 21 сентября 1994 года N 15, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 5 апреля 1995 года N 826). Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15 (регистрация Минюста РФ от 01.08.96 N 1139) в указанный Порядок внесены обширные и существенные изменения, введенные в действие с 8 августа 1996 года.
В целях упорядочения организационной структуры Системы сертификации ГОСТ Р и функций ее участников, уточнения правил Системы с учетом новых законодательных актов Российской Федерации, практики функционирования Системы Госстандарт России утвердил Положение о Системе сертификации ГОСТ Р (Постановление от 17 марта 1998 года N 11, регистрация Минюста РФ от 29 апреля 1998 года N 1520). В положении отмечено, что оно устанавливает назначение, принципы, структуру и правила Системы.
Положение включает преамбулу, содержащую ссылки на законодательную и методическую базы документа, а также следующие разделы: общие положения, структура Системы и функции ее участников, правила проведения сертификации в Системе. В приложениях к Положению приведены формы сертификатов соответствия при обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг, а также формы "одобрения типа транспортного средства".
В первом разделе отмечено, что Система ГОСТ Р создана для организации и проведения работ по обязательной сертификации, но по тем же правилам и процедурам может проводиться также добровольная сертификация. Объектами сертификации в Системе могут быть: товары для личных (бытовых) нужд граждан, продукция производственно - технического назначения, в том числе средства производства, строительная продукция, выполняемые работы и оказываемые услуги населению, системы качества, производства.
При этом объекты обязательной сертификации определяются перечнями товаров, работ и услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013, и перечнем средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты, утверждаемым Госстандартом. Обязательная сертификация проводится на соответствие документам, которые в соответствии с законодательством РФ могут (должны) устанавливать обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг. Обозначения конкретных нормативных документов содержатся в "Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация", публикуемой Госстандартом в соответствии с упомянутым Постановлением Правительства РФ N 1013, а также в документах систем сертификации однородной продукции, работ, услуг. Упомянутая Номенклатура утверждена Постановлением Госстандарта России от 23.02.98 N 5.
Добровольная сертификация осуществляется на соответствие стандартам различных категорий, строительным нормам и правилам, техническим условиям и другой технической документации на продукцию, работы, услуги, предложенные заявителем.
Системы сертификации однородной продукции, работ, услуг являются подсистемами Системы ГОСТ Р. Раздел второй определяет структуру Системы, функции Госстандарта, органов, возглавляемых им для управления Системой, Центральных органов систем сертификации однородной продукции, работ, услуг, органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Третий раздел Положения определяет правила проведения сертификации в Системе по объектам сертификации (для продукции; для работ, услуг; для систем качества; для производств) путем отсылки к соответствующим документам.
Положение предоставляет заявителю право самому выбрать схему сертификации из числа установленных в соответствующих правилах сертификации однородной продукции. В случае несогласия органа по сертификации с предлагаемой заявителем схемой он должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме и назначения иной схемы.
Представляется, что при несогласии с решением заявитель может обратиться с заявкой в другой орган по сертификации или подать апелляцию в центральный орган системы, а затем в апелляционную комиссию Госстандарта. Решения всех указанных органов могут быть непосредственно обжалованы в арбитражный суд.
Следует обратить особое внимание на п. 3.8 Положения, который содержит условия допуска продукции к сертификации: пригодность для использования по назначению, наличие необходимой маркировки и технической документации, содержащей информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Положению о Системе сертификации ГОСТ Р сертификаты соответствия для обязательной и добровольной сертификации имеют различную форму, приведенную в приложениях.
Указанным Положением предусмотрено, что кроме сертификата пожарной безопасности в сертификате соответствия должны быть ссылки и на другие документы федеральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с законодательством РФ уполномочены проводить контроль соответствующих продукции, работ, услуг (гигиеническое заключение, ветеринарное заключение и др.).
В системе ГОСТ Р конкретная стоимость работ определяется договором между заявителем и органом по сертификации в соответствии с Правилами по сертификации "Оплата работ по сертификации продукции и услуг", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 23 августа 1999 года N 44 (регистрация Минюста РФ от 29 декабря 1999 года N 2031). Указанные Правила устанавливают общие правила и порядок оплаты работ по обязательной сертификации продукции и услуг и регистрации декларации о соответствии, принимаемой изготовителем (продавцом, исполнителем).
6. Закон (п. 4 ст. 7) запрещает реализацию продукции, в том числе импортной, подлежащей обязательной сертификации, без информации о подтверждении соответствия.
В целях облегчения импортерам пересечения таможенной границы их товарами Закон о сертификации (ст. 14) устанавливает обязанность импортеров предусматривать в контракте на поставку наличие сертификата соответствия и маркировку продукции знаком соответствия, подтверждающих ее соответствие требованиям безопасности, действующим в Российской Федерации. Это требование может быть выполнено путем сертификации продукции аккредитованным российским органом по сертификации либо зарубежным органом по сертификации, сертификаты и знаки соответствия которого признаются компетентным органом Российской Федерации.
Предусмотренный абзацем вторым пункта 2 ст. 14 особый порядок ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательной сертификации, без представления таможенным органам сертификата или свидетельства о признании сертификата может применяться лишь при наличии специального разрешения Правительства РФ, выданного конкретной организации. Указанный порядок может применяться лишь в отношении ввоза продукции производственного назначения (преимущественно технологического оборудования), сертификация которого возможна лишь в месте его установки. Ввезенная таким образом продукция подлежит последующей сертификации в установленном порядке.
Согласно Закону о сертификации (ст. 9) устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний имеют право Госстандарт и другие государственные органы. Указанные правила могут устанавливаться для определенной системы сертификации, созданной уполномоченным государственным органом.
Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для облегчения импорта продукции в Россию и является, по существу, правом на создание механизма по реализации условий ввоза импортируемой продукции. В связи с этим возникает вопрос о возможности существования различных правил в этой сфере. Пункт 3 ст. 14 Закона о сертификации определяет, что порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Государственным таможенным комитетом РФ и Госстандартом России в соответствии с законодательными актами РФ. Таким образом, порядок ввоза является единым, общегосударственным, а правила признания зарубежных документов и знаков могут быть различными.
Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1037 запрещена с 1 июля 1998 года продажа на территории РФ импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Постановлением определен состав информации, порядок ее доведения до потребителя.
Согласно ст. 16 Федерального закона РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 г. продукция, предназначенная для реализации населению, а также для применения в народном хозяйстве, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые ввозятся впервые, до их ввоза подлежат государственной регистрации. Перечень такой продукции и порядок регистрации устанавливаются Правительством РФ.
Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства, гарантии его соблюдения при поставке каждой партии продукции являются существенным условием контракта на поставку.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 года N 988 предусмотрено введение с 1 апреля 2001 года государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, а также утверждено Положение о государственной регистрации указанной продукции, разрешенной для изготовления на территории РФ или ввоза на территорию РФ и оборота.
Реализация упомянутых функций возложена на Минздрав РФ. Постановлением установлено, что государственная регистрация осуществляется за счет заявителя. Минздраву и Минсельхозу РФ поручено в 3-месячный срок утвердить номенклатуру продукции, подлежащей госрегистрации, а также документы, необходимые для этого.
Приказом Минздрава РФ от 29 июня 2000 года N 237 (регистрация Минюста РФ от 26 июля 2000 года N 2326) утверждена Инструкция об организации и порядке проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники зарубежного производства в Российской Федерации.
В настоящее время ввоз в РФ товаров регулируется "Порядком ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации", утвержденным Председателем Государственного таможенного комитета РФ и Председателем Госстандарта РФ (зарегистрирован в Минюсте РФ 15 июня 1994 года N 599).
Согласно Порядку документом, подтверждающим соответствие товара установленным требованиям, являются сертификаты Системы сертификации ГОСТ Р, в том числе выданные как свидетельство признания зарубежного сертификата, образцы которых приложены к Порядку.
Письмом Госстандарта РФ от 10 января 1996 года N 210-9/40 "О сертификатах соответствия на ввозимые на территорию РФ товары" предусмотрено, что в соответствии с Порядком признания результатов работ по сертификации, принятым на четвертом заседании Межгосударственного совета стран СНГ в г. Кишиневе, с 1 января 1996 года ввоз в Россию товаров из стран - участниц Соглашения, равно как и из любых других стран, может осуществляться при наличии на ввозимый товар сертификата соответствия российской системы ГОСТ Р или сертификата ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Общество по сертификации в Европе), а также если товар сертифицирован в признанной Госстандартом России национальной системе страны - экспортера или органом по сертификации, аккредитованным в международных системах сертификации МЭКСЭ (электротехника) и МСС ИЭТ МЭК (Международная система сертификации изделий электронной техники Международной электротехнической комиссии). При этом сертификаты национальных систем стран - экспортеров и сертификаты органов этих стран, аккредитованных в МЭКСЭ, МСС ИЭТ МЭК, признаются российской стороной, если они выданы на продукцию, произведенную в указанных странах. Эти сертификаты должны переоформляться на сертификаты соответствия Системы ГОСТ Р российскими органами по сертификации в соответствии с областью их аккредитации. Переоформление осуществляется без дополнительных процедур при условии правильного и достаточного отражения требований по безопасности в предъявляемых документах на ввозимую продукцию.
К указанному письму прилагается Перечень стран - участниц Соглашения, национальные системы сертификации которых признаны Госстандартом России (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Украина, Республика Узбекистан).
Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 года N 799 предусмотрены дополнительные меры по защите потребительского рынка РФ от проникновения некачественных импортных товаров.
К этим мерам относятся: преимущественное проведение сертификации продукции у изготовителя, сертификация у него систем качества и маркировка продукции знаком соответствия, а также проведение предконтрактной сертификации; усиление уголовной и административной ответственности за ввоз на территорию РФ и реализацию импортных товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья человека; доведение до потребителя информации о происхождении продукции иностранного производства; введение этикеток (листов - вкладышей) на ввозимые продукты питания с указанием на русском языке состава, пищевой ценности, сроков годности, условий хранения и применения; ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции; введение обязательной сертификации материалов, изделий и конструкций для строительства, медицинской техники.
Приказом ГТК России от 15 декабря 2000 года N 1170 (регистрация Минюста РФ от 27 декабря 2000 года N 2511) установлено, что ввоз на территорию РФ алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, предусмотренной прилагаемым к приказу перечнем, разрешается при условии предоставления таможенным органам организацией - импортером заверенных в установленном порядке копий лицензий, выдаваемых МНС России на осуществление импорта, хранения и поставок указанной продукции.
7. Пункт 5 ст. 7 устанавливает обязанности изготовителя, исполнителя, продавца в производственно - хозяйственной области при обнаружении фактов причинения вреда потребителю или окружающей среде либо фактов, свидетельствующих о возможности причинения такого рода вреда в процессе использования, хранения или транспортировки товара (работы). Основанием для принятия установленных мер могут быть сообщения потребителей, средств массовой информации, контролирующих и других органов, а также результаты испытаний, проведенных самим изготовителем.
Полученная информация, особенно о потенциальной опасности товара, должна быть тщательно проверена, как правило, путем испытаний. При этом должна быть установлена причина, вызвавшая причинение или возможность причинения вреда (нарушение потребителем правил пользования, хранения, транспортировки, конструктивные, технологические нарушения и т.д.) и возможность ее устранения. В соответствии со ст. 18 Закона проверку качества и проведение экспертизы обеспечивает продавец (изготовитель).
Предусмотренные Законом меры настолько серьезны, что могут причинить изготовителю и продавцу большие экономические потери либо даже привести к прекращению производства. Поэтому именно они прежде всего заинтересованы в возможно быстром и полном выявлении и устранении причин нарушения требований к безопасности товара.
В этих целях изготовителям целесообразно разработать локальный нормативный акт (стандарт, инструкцию и т.п.), регламентирующий порядок работы в рассматриваемом случае.
Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя (исполнителя) и продавца в случае выпуска продукции с нарушениями требований по безопасности. Исходя из их возможностей следует распределить соответствующие обязанности следующим образом: производство приостанавливается либо товар снимается с производства изготовителем (исполнителем); реализация - изготовителем (исполнителем) и продавцом; изъятие из оборота и отзыв от потребителя - изготовителем (исполнителем) и продавцом. Представляется, что эти обязанности должны выполняться каждой из сторон, которой стали известны соответствующие факты и обстоятельства. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т.е. до устранения нарушений производственного происхождения (технология, конструкция, материалы, испытания и т.п.) или других недостатков.
Необходимо разработать детальный механизм реализации этих обязанностей, который, в частности, должен предусматривать порядок возобновления производства и реализации продукции после их приостановления, изъятия ее из оборота и отзыва от потребителя, взаимоотношения между изготовителем и продавцом (в том числе в связи с их обязанностью по возмещению потребителю убытков в связи с отзывом продукции).
О порядке выдачи предписаний федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), см. комментарий к ст. 42 Закона.
8. Правило, установленное п. 6 ст. 7, является для Закона новым (появилось в редакции 1996 года).
Факт реализации опасных товаров (работ) должен быть установлен документально. Акты о реализации опасных товаров (работ) могут быть составлены контролирующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей в соответствии с их компетенцией.
Изъятию подлежат товары (работы), представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя. Изъятие товара (работы), представляющего опасность для окружающей среды, Законом не предусмотрено.
Товары (работы), представляющие опасность для потребителей, подлежат изъятию независимо от того, прошли они сертификацию или нет. Продажа таких недоброкачественных товаров (работ) запрещается, т.е. они должны считаться товарами, изъятыми из оборота.
В соответствии со ст. 169 ГК договор по реализации опасного товара (работы) как заключенный с нарушением требований Закона является недействительным. Если продавец (исполнитель) заведомо знал об опасности товара (работы) или сознательно допускал ее наличие (например, при продаже товара без сертификата соответствия), т.е. действовал умышленно, то в этом случае договор является ничтожным, т.е. недействительным с момента его заключения.
Изъятие опасного товара у продавца следует отличать от его конфискации. Согласно ст. 243 ГК конфискация имущества может быть осуществлена в случаях, предусмотренных законом, на основании двух актов: по решению суда как санкция за совершенное преступление или иное правонарушение (п. 1) либо в административном порядке, с правом обжалования административного акта в суд (п. 2). Изъятие товара, оборот которого запрещен или ограничен, может предшествовать конфискации и осуществляется по решению уполномоченных контролирующих органов. Конфискация, т.е. фактическое лишение лица права собственности, в любом случае может состояться только по решению суда.
Конфискация имущества в административном порядке предусмотрена некоторыми статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях, Таможенного кодекса РФ.
В связи с конкретными делами по заявлениям ряда граждан, имущество которых было конфисковано в административном порядке, вопрос неоднократно рассматривался Конституционным Судом РФ на предмет проверки конституционности соответствующих норм законодательства.
В Постановлении от 11 марта 1998 года N 8-П ("Российская газета" от 26.03.98) Конституционный Суд указал, что от конфискации как меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, приводящей к лишению собственника прав на определенное имущество, следует отличать изъятие имущества как процессуальную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и для обеспечения последующей конфискации. Изъятие имущества хотя и ограничивает права собственника, но в отличие от конфискации не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому изъятие производится по решению уполномоченного органа исполнительной власти, которое может быть обжаловано в суд.
В определении Конституционного Суда РФ от 1 июля 1998 года N 97-О, подтвердившего вывод о возможности конфискации имущества только по решению суда, сделанный в упомянутом Постановлении от 11 марта 1998 года, указано, что предписание статьи 35 (часть 3) Конституции РФ об этом является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации имущества, и для всех органов.
В определении Конституционного Суда РФ от 3 декабря 1998 года N 201-О по делу о наложении областным управлением Госторгинспекции на руководителя фирмы штрафа с конфискацией товара за допуск в продажу алкогольной продукции с марками неустановленного образца (ст. 146.7 КоАП) указано, что закрепленные в ст. 35 (части 1 и 3) Конституции РФ гарантии права собственности предоставляются в отношении лишь того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях. Вместе с тем эти гарантии не распространяются на имущество, распоряжение которым или запрещено, или противоправно по каким-либо причинам. Согласно п. 1 ст. 129 ГК объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. К специальным условиям оборота алкогольной продукции (добавим от себя - и другой продукции) относится, в частности, обязательная маркировка марками установленного образца.
Оборот продукции, не имеющей соответствующих марок, является незаконным, опасным для жизни и здоровья людей.
Представляется, что сказанное относится и к знакам соответствия, которыми маркируется продукция, подлежащая обязательной сертификации. В указанных случаях компетентные органы вправе на основании федерального закона изымать соответствующую продукцию.
При несогласии собственника это решение подлежит обязательному рассмотрению в судебном порядке, а фактическая конфискация возможна лишь на основании судебного акта.
Изложенные решения Конституционного Суда необходимо учитывать при применении ст. 243 ГК, п. 6 ст. 7 Закона, ст. 146.4 КоАП (часть 2), предусматривающей возможность конфискации продовольственных товаров в случае торговли ими в нарушение санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность, и других норм, предусматривающих конфискацию имущества.
Если ни собственник имущества, ни компетентный орган не обратились в суд, конфискация не может быть осуществлена.
Какими же являются в последнем случае правовой режим и судьба изъятой продукции, а также продукции, в отношении которой суд не принял решение о ее конфискации по обращению соответствующего органа или жалобе собственника. Представляется, что в этих случаях в отношении продовольственного сырья и пищевых продуктов (далее - пищевая продукция) следует руководствоваться Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 года N 1263. Согласно этому Положению некачественной и опасной признается, в частности, пищевая продукция: не имеющая документов изготовителя (поставщика), подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации, оформленных в установленном порядке; маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации. Такая продукция в соответствии с законодательством РФ не допускается к реализации и согласно Положению подлежит обязательной экспертизе с целью определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения. Экспертиза и принятие соответствующих решений осуществляются органами государственного надзора и контроля согласно их компетенции, установленной Положением. Расходы, связанные с транспортировкой, хранением, экспертизой, использованием или уничтожением указанной продукции оплачиваются ее владельцем. Решение органов государственного надзора и контроля о запрещении использования пищевой продукции для употребления в пищу или ее уничтожении может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ.
Упомянутые решения Конституционного Суда РФ нашли отражение в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 22 сентября 1999 года по конкретному делу (см. Бюллетень Верховного Суда РФ N 2 за 2000 год, стр. 8 - 9).
В опубликованном извлечении из Постановления указано, что директор общества с ограниченной ответственностью на основании Постановления заместителя начальника управления Госторгинспекции по Ульяновской области от 28.09.1998 был подвергнут административному взысканию в виде штрафа и конфискации имущества (1012 бутылок водки) за нарушение правил торговли, выразившееся в реализации водки с марками неустановленного образца, без сертификатов на соответствие этой продукции качеству, без документов, содержащих сведения об изготовителе и поставщике, по ценам ниже установленного предела (ст. 146, 146.4, 146.5, 146.6, 146.7 КоАП РСФСР). Рассмотрев жалобу директора общества, районный суд признал Постановление в части применения конфискации законным и обоснованным. Президиум Ульяновского областного суда (в кассационном порядке дело не рассматривалось) признал Постановление Госторгинспекции о конфискации водки незаконным и решение районного суда в этой части отменил, как незаконное. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ Постановление Президиума областного суда отменила и оставила в силе решение районного суда. По протесту первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ Президиум этого суда определение Судебной коллегии по гражданским делам этого суда отменил и оставил без изменения Постановление Президиума областного суда.
При этом Президиум Верховного Суда РФ указал, что суд первой инстанции не учел положений ст. 35 Конституции РФ, а Судебная коллегия неосновательно сослалась на п. 2 ст. 243 ГК РФ, поскольку эта норма носит отсылочный характер и сама по себе не регулирует вопрос. Президиум сослался также на ст. 13 Федерального закона от 8 июля 1999 года "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которой наложение административного взыскания в виде конфискации у нарушителя указанной продукции относится к компетенции районных судов (мировых судей).
В связи с изложенным можно рекомендовать соответствующим государственным органам в документах о привлечении нарушителей к административной ответственности в тех случаях, когда законом допускается конфискация товара, указывать об его изъятии и направлении материалов о конфискации в соответствующий районный суд. Эта рекомендация основана на определении Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 года N 21-О. Конституционный Суд вновь подтвердил свою правовую позицию о порядке конфискации имущества, изложенную в упомянутых ранее принятых решениях по этому вопросу. При этом в определении указано, что из статей 35 (часть 3) и 46 (часть 1) Конституции РФ вытекает обязанность органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, при наличии оснований для применения конфискации обращаться в суд. При этом до законодательного урегулирования данного вопроса такие обращения административных органов подлежат рассмотрению с использованием по аналогии соответствующих процессуальных норм КоАП РСФСР (ст. 202, 202.1, гл. 21). Одновременно в определении отмечено, что этим не затрагиваются полномочия соответствующих органов по применению превентивных мер обеспечительного характера, а также мер по распоряжению изъятыми у правонарушителя предметами, запрещенными к обороту.
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411