Защита прав потребителей Томской области

   Юридические услуги и юридическая помощь   

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Тарифы ЖКХ

Гражданам необходимо пытаться контролировать тарифы ЖКХ, чтобы коммунальные службы и муниципалитеты не смогли спокойно украсть деньги людей и при этом годами не ремонтировать дома, не топить, отклю­чать воду и электричество. Это довольно трудно, поскольку сфера ЖКХ— очень непрозрачна. Но есть лазейки, и есть уже разработки.

Проблема в том, что пока мы находимся в переходном пе­риоде — не все положения нового жилищного законодатель­ства еще вступили в силу, поэтому сложно угадать заранее, как будут работать законы и какие «дырки» можно будет использовать для осуществления общественного контроля. Не факт, что все приемы, которые до сих пор использовали активисты, будут работать и дальше. Но, в любом случае, необходимо попытаться, поскольку даже неуспешная борь­ба — это способ заставить местную власть считаться с вами. При этом, как практика показывает, даже необязательные по закону для власти вещи, можно обязать ее делать после массовых выступлений граждан. Поэтому юридическая борьба должна всегда сочетаться с политической борьбой, необходимой для оказания массового давления на власть.

Оплата жилищных услуг (содержание дома) — переходит в сферу регулирования договорными отношениями между жильцами и обслуживающими фирмами, либо между управ­ляющими компаниями («ООО» УК, ТСЖ) и поставщиками услуг. Здесь главный момент —договор, и желательно, чтобы договор был заключен непосредственно между жильцами и поставщиками услуг (при нынешнем законодательстве это возможно только при непосредственном управлении).

Закон «Об основах федеральной жилищной политики» отменен новым Жилищным кодексом. Он часто использо­вался активистами, чтобы обязать органы власти и службы ЖКХ предоставить информацию или проводить экспертизу экономически обоснованных тарифов. На этот закон ссы­латься уже невозможно.

Сейчас в области регулирования тарифов главный за­кон — № 210-ФЗ (с поправками от 26 декабря 2005 г.).

Основные пункты в области законодательства по регули­рованию тарифов и услуг:

• Большие полномочия переданы местной власти, хотя до 2009 года Центр оставляет за собой право устанав­ливать «предельные уровни» роста тарифов.

• При этом муниципальная власть имеет гораздо мень­ше обязательств перед гражданами. То, что старое законодательство «обязывало» делать (предоставить информацию при просьбе граждан или общественной организации, провести экспертизу), оно теперь только «рекомендует». Конкретно это значит, что требовать чего-либо от муниципальной власти можно, но по­скольку она не обязана подчиниться (и суд не может ее заставить), то необходимо давить и заставлять. И добиться здесь результата можно только массовыми действиями.

Больше свободы действий получают жилищно-ком­мунальные службы, которые теперь могут быть как муниципальные (правда, в виде акционерных обществ со 100%-ным участием муниципалитетов), так и част­ные. Это было бы еще ничего, если бы конкуренция помогла снизить тарифы и улучшить качество услуг. Но это вряд ли произойдет. Во-первых, трудно себе представить конкуренцию между энергетиками или водоканалами. Во-вторых, многие частные фирмы просто являются преемниками старых ЖЭКов и фи­лиалами мэрии. Конкуренции надо будет добиваться своими действиями — заключая договор с той или иной фирмой на выгодных жильцам условиях, послать подальше фирмы, работа которых нас не устраивает, публиковать самим результаты мониторинга о работе той или иной фирмы.

Цены на жилищные услуги станут полностью свобод­ными: условия будут зависеть от конкретного договора с обслуживающей фирмой. Если мэрия его заключит, то жильцы потеряют всякий контроль. Единственный возможный контроль — через ТСЖ или непосред­ственное управление, в крайнем случае управляющую компанию, выбранную самими жильцами на общем собрании.

Электроснабжение и тепло включены в сферу регу­лирования субъектов федерации, а вода и канализа­ции —в сферу регулирования муниципалитетов. Феде­ральная власть устанавливает всего лишь абстрактные, средние по региону «предельные индексы» (и то лишь до 1 января 2009 г.), а определять конкретный метод регулирования и устанавливать тарифы (цены) на услуги организаций коммунального комплекса будут муниципальная и региональная власть (№ 210-ФЗ).

• Муниципалитеты и региональная власть МОГУТ пуб­ликовать информацию о тарифах и МОГУТ привле­кать аудиторские фирмы для проведения экспертизы (№210-ФЗ). Однако Постановление Правительства № 89, предусматривает, что установление цен и та­рифов осуществляется с УЧЕТОМ заключения неза­висимой экспертизы— пункт 17. Эту зацепку надо использовать.

• Представительный орган муниципальных образований «устанавливают надбавки к тарифам для потребите­лей» (пункты 1-3 статьи 5 № 210-ФЗ), т.е. конкретную цену, уплачиваемую жильцами за воду и утилизацию бытовых отходов. А эта цена включает не только тарифы производства, но и опасную «инвестицион­ную» надбавку. На самом деле это и есть ПРИБЫЛЬ, которая, как показывает горький опыт, может пойти куда угодно, но только не на модернизацию жилищно-коммунальной сферы. При этом широко разреклами­рованные поправки к закону (184-ФЗ) не отменяют это правило. Устанавливаемые федеральными властями «предельные тарифы» включают в себя «инвестицион­ные программы» регионов и муниципалитетов.

• Государственные дотации (кроме субсидий) отменя­ются: все — за счет самых жильцов.

• Единственная гарантия: изменение тарифов (надбавок) для потребителей может производиться не чаще одного раза в год.

Что касается электро- и теплоснабжения (№ 210-ФЗ): тарифы будет устанавливать федеральная власть, но надбавки (прибыль/инвестиций) — местная власть.

 

Это может быть интересно

ООД "Объединение потребителей России"

Где мы находимся

Как нас найти и как к нам проехать?

Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж

ТЦ "НОКС"

Прием ведется по предварительной записи 

оперативный телефон  8-953-92-18-411

Томск Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика