Гражданам необходимо пытаться контролировать тарифы ЖКХ, чтобы коммунальные службы и муниципалитеты не смогли спокойно украсть деньги людей и при этом годами не ремонтировать дома, не топить, отключать воду и электричество. Это довольно трудно, поскольку сфера ЖКХ— очень непрозрачна. Но есть лазейки, и есть уже разработки.
Проблема в том, что пока мы находимся в переходном периоде — не все положения нового жилищного законодательства еще вступили в силу, поэтому сложно угадать заранее, как будут работать законы и какие «дырки» можно будет использовать для осуществления общественного контроля. Не факт, что все приемы, которые до сих пор использовали активисты, будут работать и дальше. Но, в любом случае, необходимо попытаться, поскольку даже неуспешная борьба — это способ заставить местную власть считаться с вами. При этом, как практика показывает, даже необязательные по закону для власти вещи, можно обязать ее делать после массовых выступлений граждан. Поэтому юридическая борьба должна всегда сочетаться с политической борьбой, необходимой для оказания массового давления на власть.
Оплата жилищных услуг (содержание дома) — переходит в сферу регулирования договорными отношениями между жильцами и обслуживающими фирмами, либо между управляющими компаниями («ООО» УК, ТСЖ) и поставщиками услуг. Здесь главный момент —договор, и желательно, чтобы договор был заключен непосредственно между жильцами и поставщиками услуг (при нынешнем законодательстве это возможно только при непосредственном управлении).
Закон «Об основах федеральной жилищной политики» отменен новым Жилищным кодексом. Он часто использовался активистами, чтобы обязать органы власти и службы ЖКХ предоставить информацию или проводить экспертизу экономически обоснованных тарифов. На этот закон ссылаться уже невозможно.
Сейчас в области регулирования тарифов главный закон — № 210-ФЗ (с поправками от 26 декабря 2005 г.).
Основные пункты в области законодательства по регулированию тарифов и услуг:
• Большие полномочия переданы местной власти, хотя до 2009 года Центр оставляет за собой право устанавливать «предельные уровни» роста тарифов.
• При этом муниципальная власть имеет гораздо меньше обязательств перед гражданами. То, что старое законодательство «обязывало» делать (предоставить информацию при просьбе граждан или общественной организации, провести экспертизу), оно теперь только «рекомендует». Конкретно это значит, что требовать чего-либо от муниципальной власти можно, но поскольку она не обязана подчиниться (и суд не может ее заставить), то необходимо давить и заставлять. И добиться здесь результата можно только массовыми действиями.
Больше свободы действий получают жилищно-коммунальные службы, которые теперь могут быть как муниципальные (правда, в виде акционерных обществ со 100%-ным участием муниципалитетов), так и частные. Это было бы еще ничего, если бы конкуренция помогла снизить тарифы и улучшить качество услуг. Но это вряд ли произойдет. Во-первых, трудно себе представить конкуренцию между энергетиками или водоканалами. Во-вторых, многие частные фирмы просто являются преемниками старых ЖЭКов и филиалами мэрии. Конкуренции надо будет добиваться своими действиями — заключая договор с той или иной фирмой на выгодных жильцам условиях, послать подальше фирмы, работа которых нас не устраивает, публиковать самим результаты мониторинга о работе той или иной фирмы.
Цены на жилищные услуги станут полностью свободными: условия будут зависеть от конкретного договора с обслуживающей фирмой. Если мэрия его заключит, то жильцы потеряют всякий контроль. Единственный возможный контроль — через ТСЖ или непосредственное управление, в крайнем случае управляющую компанию, выбранную самими жильцами на общем собрании.
Электроснабжение и тепло включены в сферу регулирования субъектов федерации, а вода и канализации —в сферу регулирования муниципалитетов. Федеральная власть устанавливает всего лишь абстрактные, средние по региону «предельные индексы» (и то лишь до 1 января 2009 г.), а определять конкретный метод регулирования и устанавливать тарифы (цены) на услуги организаций коммунального комплекса будут муниципальная и региональная власть (№ 210-ФЗ).
• Муниципалитеты и региональная власть МОГУТ публиковать информацию о тарифах и МОГУТ привлекать аудиторские фирмы для проведения экспертизы (№210-ФЗ). Однако Постановление Правительства № 89, предусматривает, что установление цен и тарифов осуществляется с УЧЕТОМ заключения независимой экспертизы— пункт 17. Эту зацепку надо использовать.
• Представительный орган муниципальных образований «устанавливают надбавки к тарифам для потребителей» (пункты 1-3 статьи 5 № 210-ФЗ), т.е. конкретную цену, уплачиваемую жильцами за воду и утилизацию бытовых отходов. А эта цена включает не только тарифы производства, но и опасную «инвестиционную» надбавку. На самом деле это и есть ПРИБЫЛЬ, которая, как показывает горький опыт, может пойти куда угодно, но только не на модернизацию жилищно-коммунальной сферы. При этом широко разрекламированные поправки к закону (184-ФЗ) не отменяют это правило. Устанавливаемые федеральными властями «предельные тарифы» включают в себя «инвестиционные программы» регионов и муниципалитетов.
• Государственные дотации (кроме субсидий) отменяются: все — за счет самых жильцов.
• Единственная гарантия: изменение тарифов (надбавок) для потребителей может производиться не чаще одного раза в год.
Что касается электро- и теплоснабжения (№ 210-ФЗ): тарифы будет устанавливать федеральная власть, но надбавки (прибыль/инвестиций) — местная власть.
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411