Настоящая Памятка разработана в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307; «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491; «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170.
Согласно действующему законодательству исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель. Исполнителем можетт быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Исполнитель обязан
В соответствии с действующим законодательством исполнитель в обязательном порядке должен:
• предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в необходимых для него объемах в соответствии с требованиями законодательства РФ;
• устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством РФ;
Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования
Неисправности конструктивных элементов и оборудования Предельный срок выполнения ремонта
Протечки кровли в отдельных местах кровли 1 сут.
Протечки в перекрытиях, вызванные нарушением водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах 3 сут.
Течи в водопроводных кранах и в кранах сливных бачков при унитазах 1 сут.
Неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений немедленно Неисправности мусоропроводов 1 сут.
Неисправности аварийного порядка (короткое замыкание в элементах внутридомовой электрической сети и т.п.) немедленно Неисправности лифта не более 1 сут.
• производить уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность;
• вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;
• информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;
• по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг;
• не позднее 3 дней до проведения плановых работ внутри жилого помещения согласовать с потребителем время доступа в это помещение или направить ему письменное уведомление о проведении работ внутри жилого помещения, в котором указываются:
предполагаемые дата и время проведения работ;
номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней с момента получения уведомления;
вид работ, который будет проводиться;
сроки проведения работ;
должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает:
• у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
• у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
С чего начать если жилищно-коммунальные услуги оказаны некачественно
Итак, если Вы обнаружили, что жилищно-коммунальные услуги оказываются ненадлежащим образом, у Вас есть все основания для предъявления претензий исполнителю услуг.
Однако в первую очередь потребителям необходимо осознавать, что обоснованность предъявления требований возникает не в момент нарушения их прав, а только при наличии соответствующего документального подтверждения не предоставления услуг потребителю либо предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Первое, с чего следует начать в случае непредоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества, – это уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (для надежности и более эффективного контроля исполнения лучше сообщение сделать в письменной форме). При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставляемой услуги или предоставляемой услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно- диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
При оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. По результатам проверки составляется акт.
Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и подписан потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). При подписании акта потребителю следует обратить внимание на полноту и достоверность сведений, указанных в нем. В акте обязательно указываются нарушения параметров качества услуг, а также время и дата предоставления некачественных жилищно-коммунальных услуг.
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для:
• перерасчета платежей вследствие предоставления услуг ненадлежащего качества;
• предъявления требования об уплате неустойки;
• предъявления требований об обеспечении бесперебойного и качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг;
• возмещения ущерба, причиненного действием (бездействием) исполнителя.
Данные требования Вы можете предъявлять в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» в письменной форме с приложением документов, подтверждающих их обоснованность. Потребитель вправе отстаивать свои права в претензионном порядке, а также путем обращения за защитой в суд.
• Если действие (бездействие) исполнителя причинило ущерб Вашей жизни, здоровью или имуществу, в течение 12 часов с момента Вашего обращения в аварийно-дисптчерскую службу должен быть составлен соответствующий акт. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами. Акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй – остается у исполнителя.
Куда обращаться за защитой нарушенных прав
Итак, если у Вас на руках имеется акт проверки качества жилищно-коммунальных услуг либо другие документы, подтверждающие оказание услуг ненадлежащего качества, или Вы столкнулись с нежеланием коммунальщиков решать возникшие проблемы по устранению недостатков жилищно-коммунальных услуг, Вы вправе обратиться:
1. К исполнителю услуг.
2. В соответствующие надзорные органы.
3. В суд.
В первую очередь, предъявлять свои требования нужно к исполнителю услуг, так как за качество предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг ответственность несет исполнитель. Требования следует оформить в виде письменной претензии. При отказе исполнителя рассматривать Вашу претензию или если после рассмотрения Вашего обращения никаких мер принято не было, у Вас также есть право обратиться в зависимости от круга поставленных проблем в соответствующий компетентный орган. Это могут быть органы прокуратуры, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства, Государственная жилищная инспекция, Управление Роспотребнадзора, органы местного самоуправления.
Когда жилищно-коммунальные службы отказываются удовлетворять ваши требования в добровольном порядке и тем более, если данные требования носят имущественный характер, спор может быть разрешен только судом.
Нужно ли платить за коммунальные услуги в период временного отсутствия в квартире
Если вы планируете провести отпуск вне дома или у вас намечается длительная служебная командировка, то вам следует знать, что плата за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении должна быть уменьшена.
Перерасчет платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителя производится если:
1) потребитель отсутствовал в квартире более 5 полных календарных дней подряд;
2) в жилом помещении отсутствуют индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов. При наличии этих условий при временном отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет платы за:
• холодное водоснабжение
• горячее водоснабжение
• водоотведение
• электроснабжение
• газоснабжение
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:
• копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
• справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
• проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
• счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
• справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
• справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
• иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411