Не спешите открывать дверь. А также оплачивать квитанции, устанавливать технику да и вообще соглашаться на какие-либо предложения без разбору. Сначала нужно выяснить – не обманывают ли вас?
К сожалению, сфера ЖКХ – одна из самых благодатных для мошеннических операций. Во-первых, если дом себя «плохо чувствует», жильцы только рады будут, если к ним придет дружелюбный сантехник-электрик-инженер, а то и целая ремонтная бригада. А если дом элитный, то собственники тем более привыкли, что кто-то ходит-чистит-прибирает, поддерживает порядок, за что они, не думая, отдают свои деньги. Просто новая услуга появилась, удобно! Во-вторых, постоянные коммунальные платежи и меняющие внешний вид и содержание (то одни тарифы, то другие, за одно, за второе, за третье и т. д.) квитанции приучили бояться остаться в должниках и выработали рефлекс: пришла бумажка – оплати. В-третьих, жилищно-коммунальное хозяйство все усложняется, в нем и намеренно-то не разберешься сразу, а если человек занят своими делами и вот так внезапно сталкивается с требованием или предложением установить вентиль-задвижку-трубу-антенну, то и подавно.
Схемы мошенничества
Перечислить все способы мошенничества невозможно – их изобретают ежедневно. Тем более обманутые жильцы не всегда спешат заявить в правоохранительные органы или хотя бы (сейчас это стало популярной практикой) предупредить о ловкачах в Интернете: на тематических форумах, в социальной сети или в своем блоге в надежде на распространение (перепост). Почему? Причины разные. Кто-то просто не понял, что его обманули; кто-то подумал, что деньги все равно не вернуть и не стоит тратить тогда свое время; кто-то пасует перед бумажными процедурами: это же надо идти в полицию, писать заявление, объяснять, как ты так умудрился… На такой пассивности мошенники зарабатывают немаленькие деньги, обкрадывая квартиру за квартирой – мало того, что в одном доме, в одном подъезде!
И все же, чего нужно опасаться и на что обращать внимание?
Квитанции
Эти, в сущности, безликие бумажки с цифрами могут содержать счет за дополнительные услуги, которые не оказывались (или оказывались, но не вам, или не в полном размере, или не того качества, не за этот период и
т. д.), а также вообще от и до могут быть подделкой. Как рассуждает мошенник: небольшая сумма не вызовет подозрения (постоянно же повышают тарифы, производят перерасчет), а если обман вскроется, большинство не станет поднимать шум (время и нервы дороже). Напечатать поддельную квитанцию проще простого: образец легко взять из почтового ящика, меняем две-три цифры в счете, пару слов в названии фирмы и вот уже деньги уходят по новому адресу.
Выгодные предложения
С таким придут к конкретному собственнику или же сразу к группе. Предлагать будут разное, например, договориться и включить дом в какую-либо адресную программу текущего или капитального ремонта, благоустройства территории, оборудования подъезда пандусами для инвалидных колясок и т. д. Если программы нет, ее изобретут, и ведь жильцы поверят – в силу одной психологической особенности: нам всем кажется, что государство делает мало и постоянно нам должно. Возможно, так оно и есть, однако такая позиция собственников квартир облегчает жизнь мошенников. Их еще и спросят: где вы раньше были, мы этого ремонта десять лет ждем? Увы, играет на руку преступникам еще и порочная привычка ускорять процессы взятками.
«Сотрудники»
Униформа, чемоданчик с инструментами или ведро краски в руке – и вот уже злоумышленник проник в подъезд, даже оборудованный железной дверью и домофоном. Причем обманщики стараются обставить свой приход подостовернее. Например, не во всех домах подвалы заперты на ключ. Если проникнуть туда, отключить воду, то после смело можно заявляться «устранять неполадку». Перед людьми в белых халатах тем более открываются все двери. Вдруг пожилой соседке этажом выше плохо? Сложнее обстоит дело с доступом в саму квартиру, но здесь срабатывает угроза «Вы затопили соседей! Мы на возмещение ущерба в суд подадим!». Многие пенсионеры пускают в квартиру «коммунальщиков», которые – лично! – пришли сообщить, что хозяевам жилья положена какая-либо льгота по оплате коммунальных услуг. Причем если у мошенников далеко идущие планы, в первое посещение из квартиры ничего не пропадет (те же ключи красть не обязательно, достаточно сделать оттиск на пластилине) и с ее обитателями ничего не случится. Бывали прецеденты, когда преступники какое-то время даже выполняли обязанности – сантехника, социального работника и т. д., чтобы примелькаться и не вызывать подозрений.
Прочее
Дорого может обойтись даже бездействие. Например, пассивность собственников жилья, которые не ходят на общие собрания. На таких, устроенных управляющей компанией в неудобное к тому же время (в разгар рабочего дня, в период отпусков) сборищах принимаются сомнительные (в отсутствие возражающих) решения, а подписи жильцов подделываются. Также наказуемо неприятными последствиями невнимание к документам. Предположим, вы все-таки были на собрании – не факт, что в протоколе отразят все верно. Мелкие махинации все время происходят при ремонтах в квартире. Тот же электрик или сантехник говорит, что необходимо приобрести такую-то деталь, и он готов съездить купить ее, потому что вы не разберетесь, какую именно надо. Или даже все объяснит и отправит вас в отличный магазин, где материалы хорошего качества. Но, скорее всего, там они будут на порядок дороже.
Весной было немало обращений по поводу экспертизы поддельных протоколов общих собраний ТСЖ, где в смете на проведение капитального ремонта стояли прочерки. Запуск в работу таких протоколов может грозить тем, что жильцы останутся без ремонта, а деньги будут расхищены. На сайте комиссии также подготовлена пошаговая инструкция для самостоятельных граждан, которые хотят проконтролировать проведение капитального ремонта в своих домах.
Наконец, немало поступает жалоб на фальшивые квитанции: потребителям начинают приходить сразу две от разных управляющих компаний, которые якобы управляют конкретным домом. Так, в Кировском районе администрация предупреждала жителей, что они не должны платить по фальшивым квитанциям, которые опускает в почтовые ящики руководство ООО «Жилкомсервис № 2». С 1 апреля дома в районе обслуживают только две организации: ООО «Жилкомсервис № 2 Кировского района» (не путать с ООО «Жилкомсервис № 2»!) и ГУП РЭП «Строитель». Причем дом на Стачек, 1, перешел к «ЖКС № 2 Кировского района», а дом на Трефолева, 6, – к «Строителю». Из управления «ЖКС № 2» было выведено 517 домов. Однако, несмотря на это, отстраненная компания разослала квитанции на оплату коммунальных услуг своим бывшим жильцам с намерением получить с них плату и за апрель. Отличить фальшивку от настоящей квитанции довольно сложно, так как и та, и другая одного розового цвета, да и названия компаний очень похожи. Однако отличия все-таки есть. Так, например, в настоящей квитанции в графе «получатель» стоит ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», на фальшивой – ООО «Жилкомсервис № 2». Кроме того, если фальшивая квитанция односторонняя, и вся таблица расчетов расположена на лицевой стороне, то настоящая – двусторонняя. А на ее оборотной стороне в виде таблицы представлена информация о виде платежей, размере платы, нормативах расхода и т. д. Есть и еще одна отличительная черта. В настоящей квитанции счета выставляются в соответствии с показаниями приборов учета, а в фальшивых – из расчета нормативов водопотребления. Требования оплатить счета по фальшивым квитанциям незаконны. И тот, кто уже успел их оплатить, должен обращаться в администрацию района или прокуратуру.
Безопасность
Чтобы обезопасить себя, нужно выработать ряд полезных привычек. Именно привычек, потому что в круговерти дел и забот вы просто забудете об осторожности, снизите бдительность. А мошенники как раз выбирают такое время, когда человек поглощен своими делами – перед праздниками, вечером, после рабочего дня, рано утром и так далее.
Итак, какие привычки сберегут ваши деньги?
Сверять данные. В новой квитанции счет такой же, как и в прежней? Ваши слова записаны точно? Если нет, это повод задать вопросы!
Наводить справки. Разумно вначале выяснять (по телефону или хотя бы в Интернете), имеется ли такая адресная программа, такой сотрудник, такие льготы, такая задолженность, сколько стоят детали, услуги и так далее, и лишь потом принимать решение о чем-либо.
Контролировать чужих. Не член семьи, незнакомый человек – посторонний. Рабочий, сантехник, охранник – все равно посторонний. Отслеживайте перемещения вблизи вас. Переговоры с незнакомыми людьми лучше вести по телефону, домофону, через дверь (в крайнем случае приоткрытую – держите ее на цепочке). Не позволяйте входить в квартиру сразу двум людям, группе. Если разрешили кому-то войти – не забудьте закрыть дверь и не оставляйте этого человека одного, не поворачивайтесь спиной. Также не нанимайте для ремонтных работ большие бригады: много человек сложно запомнить в лицо и контролировать, а рабочие – те же «сотрудники», примелькались, вроде заняты делом, настороженность снижается.
Осматривайте свое имущество и территорию. Сложнее всего выработать внимательность к привычным вещам, например, к двери вашей квартиры. Поцарапана замочная скважина? Пытались вскрыть. Валяется нитка, мелкий сор – за помещением могут следить.
Конечно, соломку на все случаи жизни себе не постелешь. Но во многих ситуациях спасает трезвый расчет. Задавайте себе вопросы! Как ремонтная бригада успела узнать о поломке и приехать, если прошло менее получаса? Вы не вызывали сантехника, зачем он явился сам? Почему для того чтобы поговорить о благоустройстве придомовой территории зашли именно к вам? Что за человек и какое он имеет влияние на государственных чиновников, если предлагает вклиниться в адресную программу? Безопасно ли это вообще?
И главное, если что-то все же случилось, не поленитесь обратиться в правоохранительные органы: несмотря на всю сложность, таких ловкачей все-таки ловят!
Источник: www.konserg.ru Автор: Светлана Хаматова
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411