22.06.2012г. на коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был рассмотрен вопрос «Об организации взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора и органов, осуществляющих государственный жилищный надзор, при реализации возложенных функций по защите прав граждан в жилищной сфере».
На коллегии было отмечено, что с учетом содержания части 4 статьи 20 ЖК РФ, проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 ЖК РФ, должны осуществляться должностными лицами органов государственного жилищного надзора. В Томской области таким органом является Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора.
К нормативным правовым актам жилищного законодательства, являющимся предметом проверок Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора, относятся:
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»,
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»,
- постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»,
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»,
- постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Однако, региональный государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством, осуществляемый органами государственного жилищного надзора, одним из предметов которого является проверка соблюдения (в рамках Закона № 294-ФЗ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, не включает в себя проверку соблюдения обязательных требований законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей (статья 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее - Закон № 2300-1).
Соответственно, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (статья 40 Закона № 2300-1) не подразумевает проверку соблюдения (в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства (часть 2 статьи 5 ЖК РФ), в частности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункты 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ). Тем более, что приоритет норм ЖК РФ по данным вопросам закреплен положениями статьи 8 ЖК РФ.
Таким образом, поскольку в вопросах организации и проведения в рамках регионального государственного жилищного надзора проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органы государственного жилищного надзора во взаимоотношениях с органами федерального государственного контроля (надзора) все еще не всегда следуют императивному правилу о разграничении полномочий, установленному пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона № 294-ФЗ, коллегия отметила, что в настоящее время территориальным органам Роспотребнадзора надлежит обеспечивать в жилищной сфере эффективную реализацию таких своих надзорных функций и полномочий по защите прав потребителей, которые непосредственно не зависят от состояния такого взаимодействия, т.е.:
привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах и их безопасность (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1);
обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1);
вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона № 2300-1).
При этом основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего могут являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411