Защита прав потребителей Томской области

   Юридические услуги и юридическая помощь   

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Комментарий к статье 10

 1. Закон устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его качестве, условиях использования, гарантиях и т.п. Изготовитель (исполнитель, продавец) сам должен определять необходимый объем этой информации, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень информации и способы ее доведения до потребителя могут устанавливаться постановлениями Правительства РФ, которые имеют общеобязательную силу на всей территории РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 435 утвержден Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства. Как правило, эти сведения устанавливаются в правилах торговли и оказания услуг.

Правительство РФ Постановлением от 27 декабря 1996 года N 1575 утвердило Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке и запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Согласно Правилам импортеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также других установленных сведений.

Согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета от 20 мая 1998 года недостоверный перевод информации об импортных товарах на русский язык следует рассматривать как предоставление недостоверной информации.

Поскольку Закон содержит перечень обязательной информации о товаре (работе, услуге), информация, устанавливаемая Правительством РФ, а также изготовителем (исполнителем, продавцом), может являться дополнительной или отражать специфику товара (работы, услуги).

В некоторых случаях состав информации о товаре определяется законом. Например, ст. 13 Федерального закона РФ от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" установлен перечень сведений и документов, которые продавец помещений обязан предоставить покупателю, а также ответственность продавца за убытки, понесенные покупателем в результате непредоставления указанных сведений либо их недостоверности.

Постановлением Госстандарта России от 17 июля 1997 года N 255 принят и введен в действие с 1 января 1998 года ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.". Стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и импортного производства, реализуемые в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей.

В стандарте указано, что в соответствии с Законами РФ "О защите прав потребителей" и "О стандартизации" его требования являются обязательными, а требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей требованиям данного стандарта. В стандарте даны определения применяемых понятий и наименований продуктов. Стандарт содержит состав информации с разъяснениями конкретного содержания и порядка изложения каждой составляющей информации. В состав информации входят: наименование продукта; наименование, местонахождение изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера; наименование страны и места происхождения; товарный знак изготовителя (при наличии); масса нетто, объем или количество продукции; состав продукта, его пищевая ценность, условия хранения; срок годности, срок хранения, срок реализации; обозначение нормативного или технического документа; информация о сертификации продукта.

Кроме указанных общих сведений, стандарт содержит требования к информации по группам продуктов: для детского питания; мясной промышленности; птицеперерабатывающей промышленности; молоко и молочные продукты; нерыбные продукты промысла и вырабатываемые из них; консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов; продукты переработки зерна; мука, крупа, хлопья, толокно, пищевые отруби; хлебобулочные изделия; макаронные изделия; кондитерские изделия; плодоовощные продукты; пищевые концентраты; чай, кофе и напитки из них, пряности и приправы, ароматизаторы, вкусовые вещества; масложировые продукты; продукты пивобезалкогольной промышленности; водка, ликероводочные изделия и питьевой спирт; мед; крахмал и крахмалопродукты.

Аналогичный стандарт для непродовольственных товаров ГОСТ Р 51121-97 принят и введен в действие с 1 июля 1998 года Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1997 года N 439. Стандарт не распространяется на информацию о продукции многих отраслей: авиационная техника, судостроение, ракетно - космическая техника; строительная индустрия, вооружение и военная техника; изделия и материалы атомной промышленности, а также на отдельные виды продукции (полиграфическая, парфюмерно - косметические изделия, лекарства и лекарственные препараты; отечественные товары, изготавливаемые по конструкторской документации). Таким образом, область применения стандарта - это в основном продукция химической, легкой и некоторых других отраслей. Под потребителем в стандарте понимаются как граждане, так и юридические лица. Стандарт не содержит указания об обязательности его требований, очевидно, в связи с тем, что в отличие от ГОСТ Р 51074-97 данный стандарт содержит как обязательные (в основном совпадающие), так и необязательные данные. В число последних входят, в частности, срок годности или службы, обозначение нормативного или технического документа, хотя согласно Закону они являются обязательными.

В стандарте содержатся ошибки, связанные со сроком службы. Так, в п. 4.20 указано, что срок службы исчисляют с даты изготовления товара. Согласно ст. 19 Закона этот срок исчисляется со дня продажи (передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором). Устанавливая в примечании к этому пункту, что срок годности указывается, если товар включен в специальный перечень товаров, утверждаемый Правительством РФ, не разъясняют, что аналогичный перечень существует для товаров, на которые обязательно установление срока службы.

К стандарту приложен обширный перечень ГОСТов, регламентирующих требования к маркировке непродовольственных товаров (по состоянию на 1 января 1998 года). Этот перечень может служить определенным ориентиром для определения области распространения стандарта.

2. Закон требует обязательно указывать в информации обозначение стандартов, обязательным требованиям которых товар (работа, услуги) должен соответствовать. Согласно ГОСТ Р 1.5-92 Государственной системы стандартизации Российской Федерации обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса - ГОСТ Р, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Это обозначение является базовым. Обозначения некоторых государственных стандартов РФ имеет свою специфику. К этим стандартам относятся:

- входящие в определенный комплекс стандартов (например, стандартов единой системы конструкторской документации);

- на изделия, используемые только в атомной энергетике;

- оформленные на основе применения международных стандартов и др.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" в системе Госстандарта РФ создан федеральный фонд стандартов, где хранятся все документы по стандартизации. Фонд оказывает услуги по поиску необходимых стандартов. Информация о принятии, отмене, изменениях, замене государственных стандартов публикуется Госстандартом РФ и Госстроем РФ в ежемесячных и ежегодных информационных указателях "Государственные стандарты Российской Федерации".

3. Закон требует указания основных потребительских свойств товара (работ, услуг), не раскрывая содержание этой информации ввиду огромного разнообразия товаров. Более подробно регламентированы требования к информации о продуктах питания.

Впервые предусматривается утверждение Правительством РФ перечня товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Такой перечень утвержден Постановлением от 23.04.97 N 481. Виды заболеваний определяет Минздрав РФ. Информация доводится изготовителем на этикетке, листке - вкладыше или маркировкой товара.

4. Под условиями приобретения товаров (работ, услуг) понимаются различные дополнительные или уточняющие содержание договора условия: продажа в кредит, с доставкой, изготовление вещи из материала заказчика, условия сдачи вещи в обработку и т.п.

5. В информации обязательно должны указываться продолжительность гарантийного срока изготовителя и продавца (если они установлены), срок службы или годности, а также правила использования товара (работы, услуги), включая правила безопасности, а также указания о необходимых действиях потребителя после истечения срока службы или годности.

6. Непредоставление информации о предприятиях, выполняющих функции изготовителя или продавца по рассмотрению претензий потребителей, ремонту и техническому обслуживанию товаров является нарушением права потребителя на обеспечение возможности использования товара по назначению и права на информацию, что может повлечь ответственность изготовителя, продавца в соответствии с Законом.

7. В связи с введением нового способа подтверждения безопасности товара (декларация о соответствии)

Федеральным законом от 17.12.99 N 212-ФЗ изменена редакция абзаца первого п. 3 ст. 10 Закона, определяющего содержание и способы доведения до потребителя информации об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, указанным в п. 1 ст. 7 Закона.

Как видно из нового текста пункта 3, упомянутая информация состоит из двух компонентов: маркировки в установленном порядке знаком соответствия и документов, подтверждающих соответствие, с указанием их номера, срока действия и организации, выдавшей их.

Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 (в редакции Постановления Правительства РФ от 2 октября 1999 года N 1104) установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно - сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Аналогичные изменения, касающиеся содержания сведений о подтверждении соответствия, упомянутым Постановлением Правительства РФ N 1104 внесены также в следующие акты: Правила предоставления гостиничных услуг в РФ (абзац шестой подпункта 4); Правила продажи товаров по образцам (абзац одиннадцатый пункта 6); Правила бытового обслуживания населения в РФ (абзац седьмой пункта 3); Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (подпункт "в" пункта 4).

Заверять документы имеет право руководитель исполнительного органа соответствующей организации, предусмотренный ее уставом, или иное лицо, которому такие полномочия специально предоставлены приказом или иным решением органа управления. Следует обратить внимание, что ранее действовавшими Правилами продажи отдельных видов товаров право заверять копии сертификатов имели территориальные органы Госстандарта России.

Маркирование товаров, продукции и услуг, прошедших сертификацию, знаком соответствия установлено Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года. Согласно ст. 6 указанного Закона знак соответствия - зарегистрированный в порядке, установленном Госстандартом России, знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Общие для всех систем сертификации (обязательной и добровольной) правила применения знаков соответствия устанавливаются Госстандартом России.

Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 14 утверждены "Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции" (зарегистрировано в Минюсте 1 августа 1996 года N 1138). Указанные Правила устанавливают общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации продукции и к порядку обеспечения маркирования этим знаком.

В Правилах содержатся ссылки на следующие документы:

- ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования";

- Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3);

- Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации (утвержден Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 года N 15. Изменение N 1 в "Порядок" принято Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15);

- Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия (утверждены Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 года N 12).

Правила воспроизводят определение знака соответствия, данное в п. 2 ст. 6 Закона о сертификации, указывая также, что он является формой доведения до всех заинтересованных сторон информации о проведении сертификации маркированной им продукции. Одновременно разъясняется, что данные о том, соответствие каким именно требованиям подтверждает знак соответствия, указывают в сертификате соответствия, на основании которого применяется этот знак.

Под применением знака соответствия понимается маркирование им продукции, ее упаковки (тары), сопроводительной технической документации, а также использование знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, изготовление этого знака или технических средств для его воспроизведения, иное введение в хозяйственный оборот.

В Правилах отмечено, что затраты на маркирование сертифицированной продукции знаком соответствия, включая приобретение необходимых технических средств как составной части работ по обязательной сертификации, несет в соответствии со ст. 16 Закона держатель сертификата (лицо, на чье имя выдан сертификат соответствия). Эти расходы относятся на себестоимость продукции.

Постановлением Госстандарта России от 20 октября 1999 года N 54 (зарегистрировано Минюстом России 10 ноября 1999 года N 1968) в Правила внесены изменения и дополнения, вытекающие из Федерального закона РФ от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ (о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг") и Постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 года N 766 (о декларации о соответствии).

Перечень документов, на которые имеются ссылки в Правилах, дополнен следующими актами:

- "Правила государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации". Утверждены Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 1999 года N 18, зарегистрированы Минюстом России 1 июня 1999 года N 1795 ("Российская газета от 11 августа 1999 года);

- "Инструкция о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения". Утверждена Постановлением Госстандарта России и Минторга России от 29 и 30 декабря 1998 года N 200/30, зарегистрирована Минюстом России 17 марта 1999 года N 1731 (БНА от 29 марта 1999 года N 13).

В разделе 3 Инструкции даны определения понятий "сертификат соответствия", "декларация о соответствии", "декларант".

Правилами (изменениями) установлено, что знак соответствия, применяемый на основании декларации о соответствии, должен иметь отличия от знака соответствия, применяемого на основании сертификата соответствия (дополнительные элементы или отсутствие некоторых элементов изображения). Лицензии на применение знака соответствия для продукции, в отношении которой принимается декларация о соответствии, не требуется. Основанием для применения декларантом знака соответствия является зарегистрированная в органе по сертификации декларация о соответствии на данную продукцию.

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 года N 601 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 сентября 1997 года N 1193) предусмотрено ввести на территории РФ при маркировании товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, знаки соответствия, защищенные от подделок. Маркированию этими знаками подлежат производимые на территории РФ и импортируемые товары и продукция, реализуемые на потребительском рынке РФ. Ответственными за маркирование являются организации - производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели. Постановлением утвержден перечень первой группы товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию указанными знаками, реализация которых без наличия знака запрещена с 1 января 1999 года (перечень указан в приложении к Инструкции о порядке движения и учета реализуемых на территории РФ товаров и продукции, маркированных знаками соответствия, защищенными от подделок, утверждаемой ГАК России, МВЭС России и Госстандартом России). Ответственные организации вправе добровольно маркировать знаками товары и продукцию, не подлежащие обязательной сертификации. Решение организационно - методических вопросов, контроль за производством и реализацией знаков возложен на Госстандарт и ГАК России. Контроль за реализацией товаров и продукции, подлежащих маркированию указанными знаками, осуществляется МВЭС, МВД и ФСНП России.

Постановлением Правительства РФ от 20 октября 1998 года N 1223 в последнюю редакцию Постановления Правительства РФ N 601 вновь были внесены изменения.

Во изменение п. 1:

- на территории Российской Федерации с 1 апреля 1999 года вводятся при маркировании товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, знаки соответствия с учетной информацией к ним, защищенные от подделок;

- Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013 и опубликованной на его основе Номенклатурой продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, введенной в действие Госстандартом России с 1 октября 1998 года;

- запрет на реализацию товаров и продукции без знаков соответствия с 1 января 1999 года перенесен на 1 июля 1999 года. Постановлением Правительства РФ от 10.07.99 N 787 этот срок перенесен на 1 октября 1999 года.

Этот запрет, так же как и само маркирование, распространяются лишь на товары и продукцию, предусмотренные в Перечне первой группы товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию защищенными знаками, утвержденном Постановлением Правительства N 1193. В этот Перечень включены алкогольные напитки (за исключением пива) и аудио-, видеотовары. Постановлением Правительства N 1223 в Перечень дополнительно включена компьютерная техника. Постановлением от 24 июня 1999 года N 685 из Перечня исключены алкогольные напитки;

- в абзац шестой внесены уточнения редакционного характера.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ N 601 (в редакции Постановления N 1193) изложен в новой редакции с учетом изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти.

Минторгу РФ и Госстандарту РФ поручено:

- утвердить в IV квартале 1998 года Инструкцию о порядке маркирования защищенными знаками соответствия товаров и продукции, реализуемых на территории РФ, и учете их движения;

- определить порядок защиты копий сертификатов соответствия и других товаросопроводительных документов и обеспечить их маркирование специальными знаками, защищенными от подделок. Указанный Порядок был утвержден Приказом Минторга и Госстандарта РФ от 20 апреля 2000 года N 128/360. Приказом Минэкономразвития и Госстандарта России от 2 октября 2000 года N 48/361 Порядок признан утратившим силу.

В соответствии с изменениями в п. 3 установлено, что решение организационно - методических вопросов, контроль за производством, учетом и хранением знаков соответствия, а также их реализацией возлагается на один орган - Госстандарт России (ранее упоминался также Государственный антимонопольный комитет РФ). Аналогичные решения приняты и в отношении органа, организующего конкурс организаций, выбираемых для производства знаков, их учета, хранения, а также технического, организационного и программного обеспечения единой базы данных.

В соответствии с новой редакцией п. 8 Минфину РФ и Госстандарту РФ поручено утвердить в IV квартале 1998 года расценки на знаки и порядок прохождения средств, поступающих от их продажи.

Таким образом, Постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 года N 601 действует в следующем порядке: преамбула - из этого Постановления; п. 1 - 5 - в редакции Постановления от 19 сентября 1997 года N 1193 с изменениями, внесенными Постановлением от 20 октября 1998 года N 1223; п. 6 - в редакции Постановления от 17 мая 1997 года (об ответственности должностных лиц и руководителей организаций за реализацию товаров и продукции без маркирования знаками соответствия); п. 7 - утратил силу; п. 8 и 9 - в редакции Постановления N 1223.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что действие Постановления N 601 распространяется лишь на три упомянутые группы товаров и продукции первой очереди.

В отношении остальных товаров и продукции следует руководствоваться упомянутыми Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции, утвержденными Госстандартом РФ, и принятыми в соответствии с ними правилами конкретной системы сертификации.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 20 октября 1998 г. N 1223 Минторг РФ и Госстандарт РФ 30 декабря 1998 г. за N 200/30 утвердили Инструкцию о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения (регистрация Минюста РФ от 17 марта 1999 г. N 1731). Согласно Инструкции защищенный знак наносится на товар изготовителем или продавцом при наличии документа на право применения знака соответствия. Таким документом согласно Закону РФ о сертификации является лицензия, выдаваемая органом по сертификации.

Учетная информация к знаку соответствия, защищенная от подделок, выполняется в виде марки и наносится на товары, маркированные этим знаком.

К Инструкции приложены описание знака соответствия и учетной информации. При этом предусмотрены особые марки для каждой из трех групп товаров (алкогольная продукция, аудио-, видеотовары, компьютерная техника) отдельно для организаций розничной и оптовой торговли (импортеров). В описании определен состав информации в знаке соответствия и в марках.

К Инструкции приложен также полный Перечень товаров с кодами общероссийского классификатора продукции, подлежащих обязательному маркированию защищенными знаками и марками. Инструкция допускает возможность добровольного маркирования защищенными знаками товаров, не вошедших в указанный Перечень, а также не подлежащих обязательной сертификации. Организация производства защищенных знаков и марок, их распространение осуществляется в порядке, установленном Госстандартом России.

В общих положениях Инструкции (п. 1.8) установлено, что продажа защищенных знаков и марок осуществляется "заявителем", подавшим документы в порядке, установленном Инструкцией (очевидно - не заявителем, а заявителям). Казалось бы, ясно: распространение указанных знаков и марок осуществляется на основании договора купли - продажи, где покупателем является заявитель (изготовитель, продавец), а продавцом - орган по сертификации или территориальное управление Госторгинспекции соответственно. Однако раздел II Инструкции называется "Порядок приобретения и продажи защищенных знаков и учетной информации". Естественно, возникает вопрос, что имеется в виду под приобретением, поскольку ни в этом, ни в других разделах Инструкции слово "продажа" больше не употребляется.

Инструкция разъясняет, что заявители приобретают (получают) защищенные знаки в органах по сертификации, аккредитованных в системе сертификации ГОСТ Р, а учетную информацию (марки) - в территориальных управлениях Госторгинспекции Минторга РФ.

Никаких указаний о местонахождении указанных органов в Инструкции не содержится. Однако при этом должны быть выполнены требования к содержанию информации, установленные Инструкцией: знак соответствия должен содержать номер органа по сертификации (очевидно, выдавшего сертификат и лицензию на применение знака соответствия), а марка - код региона, в котором реализуется маркированный товар. Таким образом, марки должны, очевидно, приобретаться в территориальном управлении Госторгинспекции по месту реализации товара.

Инструкция определяет документы, которые заявитель должен представить для приобретения защищенных знаков и марок, в том числе - копию платежного документа с отметкой банка, подтверждающей перечисление стоимости соответствующих знаков.

Сведения о количестве приобретенных марок по видам маркируемых товаров направляются в налоговую инспекцию по месту регистрации заявителя. По смыслу Инструкции сведения направляются заявителем. Порядок и сроки направления сведений Инструкцией не определены.

Инструкцией предусмотрено создание информационной системы оперативного учета движения товаров с марками на основе единой базы по количеству, виду маркированных товаров и наименованию организации, осуществляющей реализацию товара. База данных создается на основе информации, полученной от территориальных управлений Госторгинспекции. Держателем системы является Минторг РФ.

Орган по сертификации выдает защищенные знаки в порядке, установленном Инструкцией. Предусмотренный п. 2.8 Инструкции порядок выдачи марок территориальными управлениями Госторгинспекции в части, касающейся направления экземпляров заявки, ошибочно говорит не о марках, а о защищенных знаках. Поэтому направление в Госстандарт России вызывает сомнение. Собственно порядку маркирования посвящен раздел III Инструкции, состоящий из трех кратких пунктов, устанавливающих, что:

- производители товаров обеспечивают маркирование каждой единицы товара защищенным знаком. Если в процессе изготовления товаров на них уже нанесены знаки соответствия в полиграфическом или ином исполнении, изготовители вправе не маркировать дополнительно товары защищенными знаками;

- импортеры и оптовые организации обеспечивают маркирование марками тары (упаковки) с товаром;

- розничные торговые организации (индивидуальные предприниматели) наносят марку на каждую единицу товара, находящегося в реализации или на хранении в магазине, складе, подсобном помещении, киоске, на рынке, прилавке и иных местах. Из этого следует, что немедленно после доставки товара к розничному продавцу он должен нанести на каждую единицу товара соответствующую марку.

Как известно, с 1 октября 1999 г. запрещена реализация товаров и продукции без защищенных знаков и марок. Аналогичного запрета на хранение таких товаров и продукции законодательство не содержит. Реализация соответствующих товаров и продукции без защищенных знаков и марок является нарушением правил торговли и реализации. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. ст. 146, 146.4, 147 и 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Раздел V Инструкции специально посвящен порядку обмена защищенных знаков и марок, имеющих производственный или механический брак. Подробно описана технология обмена. Однако не решены вопросы о юридических основаниях обмена, ответственности за реализацию бракованных изделий, финансовых и других условиях обмена. Указанные вопросы могут быть решены только на основе установления правовой природы отношений, возникающих при изготовлении и реализации знаков и марок.

Помимо договора купли - продажи (п. 1.8) Инструкция упоминает о договоре на производство защищенных знаков и марок, заключаемом с организацией, победившей в конкурсе, организуемом Госстандартом России. Заказ осуществляется Госстандартом на основе заявок, получаемых им от органов по сертификации и территориальных управлений Госторгинспекции. Изготовитель знаков согласно Инструкции обеспечивает также территориальные управления Госторгинспекции соответствующими журналами учета, бланками заявок и иной служебной документации. При этом формы служебной документации и порядок ее получения устанавливаются Госстандартом России.

Применяемая терминология (заказ и др.) позволяют предположить, что речь идет о договорах, регулируемых § 4 главы 30 Гражданского кодекса РФ "Поставка товаров для государственных нужд" и Федеральным законом РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Однако поставка товаров в соответствии с этими актами допускается лишь в строго определенных целях, перечисленных в упомянутом Законе, и обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Вместе с тем согласно ст. 16 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" оплата работ по обязательной сертификации осуществляется заявителем и относится на себестоимость продукции.

Маркирование товаров и продукции знаками соответствия (в том числе и защищенным от подделок с учетной информацией к ним) является составной частью работ по обязательной сертификации.

На основании изложенного можно заключить, что указанные акты не могут применяться к отношениям Госстандарта России и изготовителей защищенных знаков.

Представляется, что в этом случае следует руководствоваться нормами ГК о поставках товаров (§ 3 гл. 30 ГК). При этом в условиях договора может быть предусмотрена передача товара (знаков) непосредственным получателям (органам по сертификации и управлениям Госторгинспекции) в соответствии с отгрузочной разнарядкой и оплата ими знаков за счет средств, перечисляемых заявителями.

Этими же нормами ГК о поставках следует руководствоваться при регулировании отношений "по продаже" защищенных знаков и марок между органами по сертификации, территориальными управлениями Госторгинспекции и заявителями. Как известно, в ГК договор поставки рассматривается как один из видов договора купли - продажи. Поэтому в соответствии с п. 5 ст. 454 ГК к отношениям, вытекающим из договора поставки, применяются положения о купле - продаже (§ 1 гл. 30 ГК), если иное не предусмотрено правилами ГК о поставке товаров. В частности, это относится к последствиям поставки товара ненадлежащего качества (включая замену брака), о чем, впрочем, есть прямое указание в ст. 518 ГК (поставка), отсылающей к ст. 475 ГК (общие положения о купле - продаже).

Законодательством о сертификации продукции предусмотрено лицензирование деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также выдача лицензий на применение знака соответствия при обязательной сертификации. В связи с этим необходимо уяснить правовую сущность двух упомянутых видов лицензий.

В первом случае отношения между лицензирующим органом и соискателями лицензии являются административно - правовыми. Во втором - гражданско - правовыми, договорными.

Термин "лицензия" применяется в законодательстве в двух значениях. Первое - разрешение уполномоченного государственного органа на осуществление определенного вида деятельности, выдаваемое юридическим и физическим лицам. Второе - договорная форма передачи одним лицом для коммерческого использования принадлежащего ему права интеллектуальной собственности (авторские и смежные права, право на изобретение, промышленный образец) и приравненных к этим правам средств индивидуализации юридического лица, его продукции, услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания - промышленная собственность). В первом случае лицензия является необходимым элементом правоспособности соответствующего лица, аналогичным государственной регистрации. При этом лицензирующий орган не передает лицензиату своих полномочий, а лишь дает разрешение и определяет условия использования лицензии.

Из сказанного ясно, что лицензии, выдаваемые органам и испытательным лабораториям по обязательной сертификации, - это разрешения на занятие определенной деятельностью. Выдача лицензии зависит от наличия у соискателя определенных юридических, технических и иных условий, установленных государственными стандартами Системы аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий и измерительных лабораторий. Согласно Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 года N 12 (с изменениями, внесенными Постановлением от 20 октября 1999 года N 54), основанием для выдачи лицензии является аттестат аккредитации. Учитывая огромное многообразие сертифицируемых объектов, видов испытаний и измерений, а также применяемых при этом видов оборудования, приборов и т.п., следует считать такую двухступенчатую систему лицензирования оправданной.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что Гражданский кодекс РФ предусматривает только одну форму разрешения на занятие каким-либо видом деятельности - лицензию. Поэтому не следует придавать аккредитации чрезмерного юридического значения. Ее следует рассматривать как важный и необходимый элемент лицензирования, содержащий определенную информацию технического характера.

Вопрос о правовой сущности лицензии на применение знака соответствия выглядит более сложным.

Как было отмечено, лицензия - это прежде всего разрешение. Просьба о выдачи лицензии может быть удовлетворена или отклонена. Вместе с тем ст. 13 Закона о сертификации рассматривает маркирование реализуемой продукции (работ, услуг) знаком соответствия как обязанность изготовителя (продавца, исполнителя). Поскольку применение знака соответствия является следствием получения сертификата соответствия на соответствующую продукцию, то вопрос о получении разрешения на применение знака выглядит алогичным. Не случайно в п. 2.6 Правил выдачи лицензий указано, что лицензию на применение знака соответствия изготовитель получает без заявления и, следовательно, его нельзя лишить возможности выполнять свою законную обязанность. К этому следует добавить, что лицензия - разрешение, в отличие от лицензии на применение знака соответствия, выдается определенному лицу и не может быть им передана другому лицу, т.е. является строго индивидуальной. Применение знака соответствия, наоборот, предполагает его использование многими лицами.

Таким образом, говорить о лицензировании как о разрешении в этом случае юридически некорректно. Очевидно, речь должна идти не о выдаче лицензии, а об условиях применения знака соответствия (технических, финансовых и т.п.), которые могут определяться посредством заключения гражданско - правового лицензионного договора.

Знак соответствия может рассматриваться как знак индивидуализации оказанных услуг по сертификации. Поэтому предметом договора будет передача права пользования этим знаком в соответствии с Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 года N 3520-1.

Согласно п. 3 ст. 7 Закона РФ "О стандартизации" соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам. Форму знака соответствия государственным стандартам, порядок маркирования этим знаком, а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование ими продукции и услуг этим знаком устанавливает Госстандарт России.

Маркирование продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам осуществляется в том случае, если маркируемая продукция (услуги) соответствует всем предусмотренным нормам. Знак соответствия ГОСТам применяется дополнительно к знаку соответствия требованиям по безопасности, право применения которого возникает после прохождения обязательной сертификации.

Выдача лицензии на маркирование продукции знаком соответствия ГОСТам означает признание государством высокого технического уровня и качества соответствующей продукции. В соответствии со ст. 16 Закона предприятия, выпускающие такую продукцию, должны стимулироваться экономически. Предполагается установление для них налоговых и кредитных льгот.

Получение лицензии на маркирование продукции знаком соответствия ГОСТам осуществляется на добровольной основе. Применение какой-либо специальной ответственности к предприятию, выпускающему продукцию, маркированную знаком соответствия ГОСТу, но не соответствующую показателям последнего, законодательством не предусмотрено.

Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 года N 429 принят ГОСТ Р 1.9-95 "Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам", введенный в действие с 1 июля 1996 года.

Стандарт устанавливает общие требования к порядку маркирования и порядок выдачи лицензий на право маркирования. Знак соответствия ГОСТам применяется в случае документально подтвержденного соответствия продукции всем требованиям стандарта (в том числе и рекомендуемым). Маркирование осуществляется по инициативе изготовителей продукции в добровольном порядке на основе лицензии, выдаваемой территориальными органами Госстандарта России. Маркирование продукции знаком соответствия ГОСТ не исключает необходимости проведения обязательной сертификации в установленных случаях и маркирования продукции знаком соответствия требованиям по безопасности.

Стандарт определяет документы, необходимые для рассмотрения заявления о выдаче лицензии, основания для принятия решения о выдаче лицензии и об отказе в этом; для приостановления или аннулирования лицензии, а также правила маркирования. За маркированной продукцией устанавливается инспекционный контроль со стороны органа, выдавшего лицензию. К ГОСТу приложены формы необходимых документов.

8. Непредоставление информации о том, что товар был в употреблении или подвергался ремонту, т.е. продажа его как нового, может рассматриваться как продажа товара с недостатками.

9. В первой редакции Закона для изготовителя, исполнителя, продавца - индивидуального предпринимателя был предусмотрен специальный состав информации о товаре (работе, услуге): указание стандарта, обязательные требования которого распространяются на реализуемые им товары (услуги, работы), и сведения об их сертификации.

В связи с отсутствием в редакции Закона 1996 года этих требований следует заключить, что все требования Закона к обязательной информации о товаре (работе, услуге) полностью распространяются на товары (работы, услуги), реализуемые индивидуальными предпринимателями, также как и предусмотренные ст. 12 Закона меры ответственности за ненадлежащую информацию.

10. Отсутствие или неполнота обязательной информации о товаре (работе, услуге) особенно в части, касающейся безопасности товара и возможности его использования, может рассматриваться как основание для запрещения их реализации и отзыва от потребителя, а в случае реализации - в качестве основания для признания договора недействительным, как совершенного с нарушением Закона. В связи с этим при заключении договора поставки целесообразно оговаривать обязанности изготовителя (поставщика) товаров по предоставлению информации и его ответственность за ненадлежащую информацию. В противном случае продавец товара весь риск ответственности перед потребителем принимает на себя.

11. Особым видом информации потребителя о товарах (работах, услугах) является реклама. Без ознакомления с рекламой практически не совершается ни одна более или менее значительная сделка. Отношения, возникающие в связи с производством, размещением и распространением рекламы, регулируются Федеральным законом РФ "О рекламе" от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ, вступившим в силу со дня официального опубликования 25 июля 1995 года. Этот Закон распространяется на рекламу всех услуг, в том числе банковских, страховых и иных, связанных с пользованием денежными средствами граждан. Закон о рекламе определяет: основные понятия в этой области, в том числе понятие ненадлежащей рекламы (недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная и т.п.), субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы); требования к рекламе, включая правила о рекламе товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации (должна быть пометка "подлежит обязательной сертификации"); особенности рекламы в различных средствах массовой информации и особенности рекламы отдельных видов товаров (работ, услуг); права и обязанности субъектов рекламной деятельности; полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы; ответственность субъектов рекламной деятельности.

Нормы Закона о рекламе, об ответственности за ненадлежащую рекламу не могут применяться к информации о товаре (работе, услуге), доведенной до потребителя не путем рекламы. Дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматриваются в соответствии с "Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденным Приказом Государственного антимонопольного комитета от 13 ноября 1995 года N 147.

Уголовным кодексом РФ, вступающим в силу с 1 января 1997 года, предусмотрена ответственность за заведомо ложную рекламу (ст. 182), т.е. использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

12. При применении ст. 9 и 10 Закона в части предоставления информации о месте нахождения изготовителя (продавца) товара некоторые продавцы считают возможным предоставление информации только о продавце. Подобная точка зрения является необоснованной и противоречит Закону. Из текста абзаца 8 п. 2 ст. 10 Закона следует, что информация о местонахождении (юридическом адресе) изготовителя (исполнителя, продавца) и организаций, выполняющих их функции, входит в состав обязательной информации о товаре (работе, услуге). Отсутствие информации о местонахождении каждого из упомянутых участников правоотношений лишает потребителя возможности обратиться к нему с соответствующими требованиями, предусмотренными Законом, т.е. является грубым нарушением прав потребителя. Поэтому компетентные органы государственного контроля за качеством продукции вправе дать предписание о запрещении реализации товара без информации о местонахождении всех упомянутых лиц. В случае неисполнения предписания они вправе применить санкции, предусмотренные ст. 43 Закона. Вместе с тем следует обратить внимание на следующее. В п. 1 ст. 12 Закона отсутствие информации об изготовителе (исполнителе, продавце) было указано как основание ответственности указанных лиц наряду с другим основанием - предоставлением ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге).

Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ редакция указанного пункта была изменена. При этом специальное упоминание об информации об изготовителе (исполнителе, продавце) не сохранилось. Однако это обстоятельство не лишает потребителя права предъявить соответствующие требования, предусмотренные новой редакцией п. 1 ст. 12 Закона, поскольку, как уже было указано, информация о местонахождении упомянутых лиц входит в состав обязательной информации о товаре (работе, услуге).

Это может быть интересно

ООД "Объединение потребителей России"

Где мы находимся

Как нас найти и как к нам проехать?

Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж

ТЦ "НОКС"

Прием ведется по предварительной записи 

оперативный телефон  8-953-92-18-411

Томск Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика