Есть ли право выбора медицинского учреждения и лечащего врача
В сфере предоставления медицинских услуг человек обратившийся за медицинской помощью является одновременно и пациентом, и потребителем соответствующих медицинских услуг.
В связи с указанным встает резонный вопрос имеет ли пациент, являющийся основным потребителем услуг право самостоятельно выбирать медицинское учреждение и персонал, который будет эти услуги оказывать?
Согласно действующему законодательству гражданин, обращающийся за медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеет право на выбор медицинской организации и на выбор врача в выбранной медицинской организации с учетом согласия этого врача в порядке, установленном уполномоченным на то органом.
В соответствии со ст.21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с учетом информации Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 02.04.2019, каждый гражданин России, застрахованный по программам обязательного медицинского страхования, вправе раз в год менять медицинскую организацию, в которой ему амбулаторно предоставляется медицинская помощь (поликлинику, в том числе стоматологическую, женскую консультацию).
В случае изменения места жительства или места пребывания, гражданин может прикрепляться к новой поликлинике чаще указанного периода.
Для прикрепления необходимо обратиться в выбранную медицинскую организацию и иметь при себе:
- полис ОМС или временный полис ОМС;
- паспорт, временное удостоверение личности или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
- документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего, в случае, если прикрепить необходимо ребенка;
- СНИЛС (при наличии);
- документ, подтверждающий смену места жительства, в случае смены поликлиники чаще, чем 1 раз в год по причине изменения места жительства.
Отказ в прикреплении из-за отсутствия регистрации по месту временного пребывания при наличии вышеуказанных документов неправомерен.
Проверка предоставленных гражданином сведений и прикрепление к новой поликлинике осуществляется в течение 4 рабочих дней. Открепление от прежней поликлиники происходит автоматически.
При возникновении затруднений гражданин вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую ему полис ОМС. Номер круглосуточной «горячей линии» указан на полисе и на сайте страховой компании.
Гражданин вправе выбирать медицинскую организацию как на территории субъекта РФ, в котором постоянно проживает, так и за его пределами, например, по месту пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха, медицинская организация или другое подобное учреждение; учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается всем гражданам бесплатно при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Прикрепления к тому или иному медицинскому учреждению в таких случаях не требуется.
Кроме того, гражданин вправе выбрать: врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.
Следует также отметить наличие права пациента на замену лечащего врача.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 г. № 407н Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача» установлен Порядок, связанный с оказанием руководителем медицинской организации (ее подразделения) содействия выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача.
В случае требования пациента о замене лечащего врача (за исключением случаев оказания специализированной медицинской помощи) пациент обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача.
Руководитель медицинской организации (ее подразделения) в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, информирует пациента в письменной или устной форме (посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи указанными врачами.
На основании информации, представленной руководителем медицинской организации (ее подразделения), пациент осуществляет выбор врача.
В случае требования пациента о замене лечащего врача при оказании специализированной медицинской помощи пациент обращается к руководителю соответствующего подразделения медицинской организации с заявлением в письменной форме, в котором также указываются причины замены лечащего врача.
Руководитель подразделения медицинской организации в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, информирует пациента в письменной или устной форме (посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о врачах соответствующей специальности, работающих в подразделении медицинской организации.
На основании информации, представленной руководителем подразделения медицинской организации, пациент осуществляет выбор врача.
В Томске, Северске, Томском районе по вопросам защиты прав потребителей (пациентов) в сфере предоставления медицинских услуг (выполнения работ), обращения в суд в случаях оказание медицинской помощи низкого качества, причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи, необоснованного взимания или требования платы за лечение, вы можете обращаться в Томское региональное отделение ООД «Объединение потребителей России», оперативный телефон 8-953-92-18-411
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411