Защита прав потребителей Томской области

   Юридические услуги и юридическая помощь   

оперативный тел: 8-953-92-18-411

О способах защиты прав потребителей

О способах защиты прав потребителей


Защита гражданских прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом.
Способы защиты потребителем своих нарушенных прав предусмотрены статьями 18 и 29 Закона РФ "О защите прав потребителей".
В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора.
Так, в случае продажи потребителю товара ненадлежащего качества в соответствии с положениями ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на:
- безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление;
- соразмерное уменьшение покупной цены;
- замену на товар аналогичной марки (модели, артикула), кроме недвижимого имущества;
- замену на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, кроме недвижимого имущества;
- расторжение договора купли-продажи;
- возмещение убытков.
При этом потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению, за следующим исключением:
1. Права потребителя ограничены в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров: требования о замене товара либо о расторжении договора купли-продажи подлежат удовлетворению только при наличии в товаре существенных недостатков.
Для признания недостатка существенным, прежде всего, необходимо наличие недостатка, то есть несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству.
Существенный характер недостатку придают особые последствия, возникающие в результате обнаружения в товаре недостатка, то есть:
неустранимые недостатки;
или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени;
или выявляемые неоднократно;
или проявляющиеся вновь после устранения;
или другие подобные недостатки.
Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя о их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.05.97 г. N 575.
2. В отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или о возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) могут быть удовлетворены лишь с согласия продавца.
В отношении других требований действует обязанность продавца их удовлетворить.
3. В отношении товаров, на которые установлен срок годности, потребитель вправе потребовать замены их на товар надлежащего качества или возврата уплаченной суммы.
Примечание. При разрешении требования потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ N 55 от 19 января 1998 года установлен Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется.

При нарушениях, касающихся качества выполненных работ и услуги потребитель вправе в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами;
расторжения договора и полного возмещения убытков.
Кроме того, как на то указал Пленум Верховного суда Российской Федерации - При рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой потребителем его прав, закрепленных в Законе о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательством Российской Федерации, а также договором может предусматриваться ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение обязательств, за которые Законом о защите прав потребителей ответственность не предусмотрена или установлен более высокий размер ответственности.
Такие условия ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), предусмотренные законом либо договором с потребителем, должны учитываться судом при разрешении спора, возникшего впоследствии между этими лицами.

По всем вопросам составления исковых заявлений, обращения в суд по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обращаться в Томского регионального отделения ООД "Объединение потребителей России" оперативный телефон 8-953-92-18-411

ООД "Объединение потребителей России"

Где мы находимся

Как нас найти и как к нам проехать?

Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж

ТЦ "НОКС"

Прием ведется по предварительной записи 

оперативный телефон  8-953-92-18-411

Томск Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика