Требование компенсации морального вреда по делам о нарушении прав туриста-потребителя

Требование компенсации морального вреда по делам о нарушении прав туриста-потребителя

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Эта норма в полной мере применяется и в случае нарушений прав туристов-потребителей в сфере предоставления туристских услуг.
Требование компенсации морального вреда может быть заявлено как вместе с требованием возврата денежных средств, уменьшения стоимости тура, возмещения понесенных убытков, так и отдельно.
Следует отметить, что законодательство и сложившаяся судебная практика определяет, что право на компенсацию причиненного морального вреда есть у каждого потребителя чьи права были нарушены. Сам моральный вред может быть выражен в нравственных страданиях, переживаниях, в чувстве беспокойства, страха, стыда, унижения, иного негативного состояния психики из-за нарушения прав туриста-потребителя.
Возмещение морального вреда турист-потребитель, например, может потребовать:
- из-за задержки вылета к месту отдыха;
- в случае утраты (повреждении) багажа;
- из-за отказа туристической компании в предоставлении клиенту какой-либо важной для него информации, непосредственно относящейся к качеству отдыха (например, климатические условия, маршрут и особенности перелета);
- из-за нарушений условий размещения. Предусмотренных договором;
- непредоставление или несвоевременное предоставление необходимых для поездки документов (билетов, путевок, страховых полисов и т. п.).
Взаимоотношения туристических компаний и их клиентов также регулируются законом "О защите прав потребителей", причем с момента приобретения клиентом туристического продукта (услуги). Согласно этому закону потребитель вправе на получение достоверной и исчерпывающей информации о приобретаемой услуге, а также на ее объем, качество и безопасность. Таким образом, недостоверные, несвоевременные или неполные сведения об отеле, о режиме питания, о стране в целом, равно как и сниженное качество услуги или неэтичное поведение работников туристической компании или гидов, могут привести к нравственным страданиям туриста и стать основаниями для выплаты ему компенсации морального вреда.
Для подтверждения в суде своего права на получение компенсации морального вреда в связи с предоставлением туристу – потребителю некачественной услуги в исковом заявление необходимо в исковом заявлении указать следующие сведения:
- описание неправомерных действий турфирмы, причинивший моральный вред;
- обстоятельства, свидетельствующие о причиненном вреде (факт ухудшения здоровья, описание атмосферы переживаний, доказательства невозможности реализации своих прав в конкретных эпизодах и т. п.). Нарушение психического состояния возможно подтвердить справкой от психолога с указанием диагноза (например, нервного срыва) и даты его постановки;
- запрашиваемая сумму компенсации морального вреда.
К исковому заявлению необходимо приложить договор об оказании туристических услуг и квитанции об их полной оплате, а также все документы, подтверждающие факт нарушения прав туриста (медицинские справки, заключения экспертов и других специалистов, которые будут свидетельствовать о том, что в конкретный период в результате неправомерных деяний ответчика истец действительно переживал состояние нервного перенапряжения или эмоционального истощения). Если есть возможность пригласить свидетелей, то к исковому заявлению следует приложить ходатайство о вызове и допросе свидетелей. Полезно заблаговременно записать координаты и телефонные номера других туристов группы, оказавшихся в тот момент рядом, чтобы при необходимости подтвердить все доводы туриста.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором своих договорных обязательств можно подтвердить документами, свидетельствующими о нарушении определенных пунктов договора, взятыми у принимающей стороны, а кроме того - счетами за услуги отеля, копией листа бронирования, прайс-листом стоимости проживания в номерах другой категории, если эта стоимость отлична от указанной в договоре, и фотоснимками.
В п.1 ст.29 Закона РФ "О защите прав потребителей" определено, что в случае выявления недостатков при оказании услуги, потребитель имеет право на получение полного возмещения понесенного ущерба. Статья 6 ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" дополняет это положение следующим:
- турист имеет право на получение возмещения убытков и компенсации морального вреда при невыполнении или ненадлежащем выполнении туристической компанией своих договорных обязательств как во время поездки и пребывания на отдыхе, так и на стадии подготовки к туру.
Однако согласно ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязательным условием компенсации морального вреда является виновность действий причинителя (в данном случае туристической компании), на которого при этом ложится бремя доказывания своей невиновности.

В Томске, Северске, Томском районе по всем возникающим вопросам отношений в сфере предоставления туристских услуг, в том числе заключения договоров о реализации турпродукта, нарушений прав туриста-потребителя, защиты прав туристов – потребителей в претензионном и судебном порядке, компенсации морального вреда туристу, Вы можете обратиться в Томское территориальное отделение ООД «Объединение потребителей России». Оперативный телефон 8-953-92-18-411.