Защита прав потребителей Томской области

   Юридические услуги и юридическая помощь   

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Защита прав потребителей

Возврат стоимости авиабилета - право пассажира (потребителя)?

Возврат стоимости авиабилета - право пассажира (потребителя)?

В соответствии с Воздушным кодексом РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа, также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа.
Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирующим вопросы отношений в области защиты прав потребителей, определено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенным им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному вопросу.
В соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 (зарегистрирован в Минюсте России 04.12.2008), в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф, примененный для расчета стоимости перевозки (п. 89).
В настоящее время актуальным является вопрос возврата денежных средств, уплаченных за авиабилет. Часто авиаперевозчики и туроператоры, не желая расставаться с полученными средствами, безосновательно отказывают в возврате денежных средств за нереализованные авиабилеты.
Правоотношения, связанные с воздушными перевозками пассажира, регулируются положениями, содержащимися в главе XV «Воздушные перевозки» Воздушного Кодекса РФ.
Как следует из данных положений, перевозчик – это юридическое (физическое) лицо, осуществляющее на основании специальной лицензии перевозку пассажира, а пассажир – это то самое физическое лицо, которое по договору воздушной перевозки воспользовалось услугами перевозчика.
Однако, правоотношения, касающиеся воздушной перевозки, не всегда оканчиваются исполнением договора. Законодателем предусмотрена возможность пассажира отказаться от воздушной перевозки. В таких случаях положения Воздушного Кодекса РФ предусматривают возможность возврата денежных средств, уплаченных пассажиром.
При этом, следует знать, что перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы, перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила возврата пассажиру провозной платы закреплены положениями ст. 108 ВК РФ, согласно которым пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Пассажиру возвращаются денежные средства за неиспользованный авиабилет:
1) если пассажиром заключен договор, предусматривающий условие о возврате провозной платы при его расторжении, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по Договору) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере 25% уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

4) если пассажиром заключен договор, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс – ему возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Вынужденным отказ будет считаться, если он произошел по следующим причинам:

- в связи с болезнью пассажира;

- в связи с болезнью члена семьи пассажира либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами;

- в связи со смертью члена семьи или близкого родственника пассажира, что подтверждается документально, где под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Вынужденным также будет считаться отказ пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, независимо от наступления времени регистрации на указанный в билете рейс.
Возврат денег при отказе от поездки может производиться в кассе самой авиакомпании, у агентов, уполномоченных компанией на продажу билетов, а также в пунктах, предусмотренных правилами авиакомпании.
Если билеты были приобретены через туроператора, то для возврата билета следует обратиться к нему же с письменным заявлением.
Возврат денежных средств пассажиру, уплаченных за воздушную перевозку при прекращении договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика осуществляется в соответствии с Правилами авиакомпании, с которыми пассажир должен быть ознакомлен до заключения договора воздушной перевозки.

По всем вопросам гражданских споров, защиты прав потребителей, обращения в суд и арбитражный суд в защиту прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и организаций Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» оперативный телефон 8-953-92-18-411.

ООД "Объединение потребителей России"

Где мы находимся

Как нас найти и как к нам проехать?

Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж

ТЦ "НОКС"

Прием ведется по предварительной записи 

оперативный телефон  8-953-92-18-411

Томск Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика